Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг

Большой парень

Горы — серьезное препятствие для железных дорог. Наш БАМ был практически готов в 1984‑м, нет, лучше будет — в 1989‑м.
Но по‑настоящему он заработал только в 2003 году, с введением в строй Северо-Муйского тоннеля протяженностью свыше 15 км. До этого приходилось поездам карабкаться по уклонам немыслимой для железных дорог крутизны, проверяя на надежность технику, на выучку — людей.


Вспомним Сурамский перевал, который стал испытательной базой для первых электровозов. А до этого — или расцепляй поезда, или води их кратной тягой. Да и «тянитолкаи» — сочлененные симметричные паровозы появились как раз по требованиям таких дорог, а не из любви к экзотике. Но в любом случае перевалы — это задержки в пути, снижение скорости доставки грузов, увеличение времени оборота вагона, повышенный износ локомотивов. А горы требовали очень мощных локомотивов.
В Америке были те же проблемы, что и у нас. Трансатлантическая железная дорога пролегла от атлантического до тихоокеанского побережья США. Ее строительство велось в середине XIX века совместными усилиями компаний Union Pacific и Central Pacific и завершилось в 1869 году. Она и по сей день остается одной из основных транспортных артерий США. Проблемы для движения на этой магистрали создавал затяжной подъем Sherman Hill. Его крутизна местами достигала 20 тысячных. Труден был в преодолении и горный хребет Wasatch.
Промышленность шла по пути повышения мощности локомотивов, но для создания по‑настоящему мощных паровозов потребовались десятилетия поисков, исследований, испытаний. Лишь спустя полвека после постройки Трансатлантической магистрали были созданы сочлененные локомотивы с колесной формулой 1‑4‑4‑0, в 1926‑м — трехцилиндровые 2‑6‑1, в 1936 году появился паровоз Challenger 2‑3‑3‑2.

Размеры Big Boy поражают воображение. Длина вместе с тендером составляет около 40,5 м, масса локомотива без тендера — 348 т, с тендером в полной экипировке — 540 т. Диаметр ведущих колес — 1,73 м, расчетное давление в котле — 21 кгс / кв.см


Интенсивность перевозок, вес поездов продолжали увеличиваться, и ни один из созданных гигантов проблемы полностью не решал. А водить через перевал надо было поезда весом до 3600 тонн. Как показывали расчеты, сцепной вес локомотива при этом должен был быть не менее 240‑250 тонн. По принятым на Трансатлантической дороге нормам нагрузка на рельсы от оси колесной пары не должна была превышать 67,5 тыс фунтов — 30 тонн. Напомним, что в нашей стране в те же годы аналогичный показатель ограничивался 17‑20 тоннами.
Инженеры Американской локомотивостроительной компании (ALCO) использовали конструкцию Challenger’а, добавив по ведущей оси в каждую из двух групп. Так получилась колесная формула 2‑4‑4‑2. Ранее такая формула в паровозостроении никогда прежде не применялась.
История приписывает появление прозвища Big Boy неизвестному рабочему завода ALCO, который в сборочном цеху вывел мелом на одном из строящихся паровозов эти два коротких слова. Они оказались настолько метким и устойчивым словосочетанием, что других названий и не потребовалось. Хотя изначально паровоз строился под труднопроизносимым названием Wasatch, связывавшему этот локомотив с будущим местом его работы.
Размеры паровоза Big Boy поражают воображение. Длина локомотива вместе с тендером составляет около 40,5 метров, масса локомотива без тендера — 348 тонн, с тендером, в полной экипировке — около 540 тонн. Диаметр ведущих колес — 1,73 м, расчетное давление в котле — 21 кгс / см2, диаметр каждого их четырех главных цилиндров — 603 мм, ход поршня — 813 мм! Полтора километра трубопроводов, 7‑осный тендер, но самое удивительное, что, в отличие от того же нашего «Андрея Андреева», колеса Big Boy не были зажаты одной жесткой рамой — благодаря специальному поворотному механизму он спокойно входил в кривые радиусом менее 100 метров и при этом не расстраивал путь!
Его расчетная максимальная скорость достигала 128 км / ч, но не это было целью — грузовые поезда с такими скоростями не ходят. Скорость — лишь косвенное свидетельство той огромной мощности, которую был способен развивать Big Boy.
В качестве источника энергии было принято местное топливо — добывавшийся в штате Вайоминг низкокалорийный уголь, который стокером забрасывался в топку семиметровой длины. Площадь колосников превышала 15 квадратных метров, а рабочая температура в топке достигала 815 градусов. Верхний ее свод — коронный лист — изготавливался из тугоплавкой спецстали, но на всякий случай в топку были введены дополнительные контуры охлаждения. Если приглядеться к передней части локомотивов поздних выпусков, то можно видеть расположенные продольно радиаторы охлаждения. Именно в них циркулировала вода, не дававшая перегреться элементам топки: узнать, что такое взрыв котла на Big Boy, никому не хотелось.
При таких параметрах и свойственным паровозам невысоком КПД, Big Boy за час «сжирал» 22 тонны угля и «выпивал» вдвое больше воды. Этот расход еще более возрастал на перевале Sherman Hill. Интересно, что на паровозе было две дымовые трубы — одна попросту не могла пропустить сквозь себя то огромное количество дыма, которое выделялось при сгорании топлива. Только представьте — за минуту в топке прогорало 360 килограммов угля! При таком дымообразовании отдельной проблемой было обеспечение жизнеспособности локомотивной бригады, которой грозила опасность попросту задохнуться. Конструкторы решили эту задачу — управляемые с помощью тяг створки-дефлекторы в зоне труб обеспечивали дымоотвод при различных скоростях и направлениях ветра.
Жаловаться машинистам и кочегарам было не на что — у Big Boy была самая большая кабина среди всех паровозов. В ней с удобством размещались четыре человека — две бригады.
В 1941 году была построена первая серия из 20 машин, в 1944‑м — еще пять паровозов. Big Boy прослужили до начала 1960‑х годов. Сохранилось ­восемь локомотивов, но неизвестно, на ходу ли хотя бы один из них.
Тем временем за океаном продолжались опыты по постройке еще больших, чем Big Boy, паровозов, но ни одна из таких опытных машин не стала серийной. Big Boy остался в истории транспортного машиностроения самым большим серийным паровым локомотивом.

Сергей БОГАТИКОВ