Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг

СУДЬБА ИСТРЕБИТЕЛЯ

70 лет назад был посмертно реабилитирован выдающийся советский летчик Павел Рычагов. Герой Советского Союза, начальник Главного управления ВВС Красной Армии был расстрелян без суда и следствия осенью 1941 года в возрасте 30 лет.

Павел Рычагов родился 2 ноября 1911 года в деревне Нижние Лихоборы — это нынешняя Москва. В 1928 году был зачислен курсантом Ленинградской школы ВВС, в 1930‑м — школы пилотов в Борисоглебске.
О Рычагове вспоминал его современник, большой знаток авиации Иван Рахилло: «За один вылет без посадки он выполнял в воздухе до 250 фигур высшего пилотажа. 40 фигур на высоте в пять тысяч метров. Затем забирался на шесть тысяч — и здесь опять 40, семь тысяч — еще 40. Полет без кислородной маски, другой бы и без фигур потерял сознание на этой высоте... У земли, в порядке отдыха и развлечения, он легко выполнял 20 -25 фигур и, наконец, садился. Какое же надо иметь могучее здоровье, чтобы выдержать такой полет!»
Рычагова быстро заметили. В 1933 году он стал командиром звена, через несколько месяцев возглавил авиаотряд и вывел его в передовые. За личные успехи по освоению авиатехники в мае 1936 года старший лейтенант Рычагов был награжден орденом Ленина. Отпраздновал награду длительным полетом в пяти метрах от земли в перевернутом положении.
В середине тридцатых летчик-ас обрел семью — его супругой стала летчица Мария Нестеренко. Ничто так не сближает, как совместная работа. Вместе они оставались до последнего дня. Жили недолго, но счастливо. А умерли в один день. Как в сказке.
В октябре 1936 года Павел Рычагов начал «странствовать по войнам». 4 ноября группа Рычагова провела первый бой в небе под Мадридом. Сам командир в тот день открыл счет своим победам. В течение четырех месяцев напряженных боев эскадрилья И-15 под командованием Рычагова сбила над Мадридом 40 вражеских самолетов, 6 из них уничтожил он лично, имея при этом всего 7 часов налета на одну сбитую машину противника. Военные эксперты считают таких летчиков не просто эффективными — выдающимися. В последний день 1936 года Павлу Рычагову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина.
С декабря 1937 года Павел Рычагов в звании генерал-майора командовал советской авиацией в Китае. Разгром базы ВВС на Тайване 23 февраля 1938 года, где было уничтожено около 50 самолетов и огромный запас топлива, вызвал шоковое состояние у японцев. В течение целого месяца оттуда не взлетали самолеты.
Летом 1938 года действия авиации под командованием Рычагова стали определяющими для успеха наземных войск в сражении у озера Хасан. Затем — финская компания и высокое назначение: начальником Главного управления ВВС Красной Армии. С февраля 1941 года — одновременно еще и заместитель наркома обороны СССР.
Обстановка в руководстве ВВС была сложной. За три предвоенных года сменилось 5 начальников, сроки их пребывания на посту постоянно сокращались. Молодой летчик не знал особенностей аппаратной работы, не имел высоких покровителей. К тому же на крупных совещаниях всегда говорил то, что думал. Это его и погубило.
Рычагов часто выезжал в части, где начиналось освоение новых самолетов МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2. Наспех сконструированным машинам не хватало надежности, а пилотам — мастерства. Об этом Рычагов в резкой форме доложил вождю народов, буквально потребовав увеличить налет в училищах с 30 до 120 часов. Сталин сначала воспринял идею в штыки, но вскоре вышел приказ об увеличении часов налета для боевых летчиков.
О совещании Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным 9 апреля 1941 года вспоминал присутствовавший там адмирал И. С. Исаков: «Речь шла об аварийности в авиации, аварийность была большая. В протоколе заседания указывалось, что «ежедневно в среднем гибнет при авариях и катастрофах 2‑3 самолета, что составляет в год 600‑900 самолетов». Сталин по своей привычке курил трубку и ходил вдоль стола. Давались то те, то другие объяснения аварийности, пока очередь не дошла до Рычагова. И вот, когда до него дошла очередь, он вдруг говорит:
— Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!
Это было совершенно неожиданно, он покраснел, сорвался, наступила абсолютно гробовая тишина. Стоял только Рычагов, еще не отошедший после своего выкрика, багровый и взволнованный, и в нескольких шагах от него стоял Сталин.
Сталин много усилий отдавал авиации, много ею занимался и разбирался в связанных с ней вопросах. Несомненно, эта реплика Рычагова в такой форме прозвучала для него личным оскорблением, и это все понимали. Сталин остановился и молчал. Все ждали, что будет. Он постоял, потом пошел мимо стола, в том же направлении, в каком шел. Дошел до конца, повернулся, прошел всю комнату назад в полной тишине, снова повернулся и, вынув трубку изо рта, сказал медленно и тихо, не повышая голоса:
— Вы не должны были так сказать!
И пошел опять. Опять дошел до конца, повернулся снова, прошел всю комнату, опять повернулся и остановился почти на том же самом месте, что и в первый раз, снова сказал тем же низким спокойным голосом:
«Вы не должны были так сказать». Сделав крошечную паузу, добавил: «Заседание закрывается». И первым вышел из комнаты».
Летчица Мария Нестеренко и ее муж комэск Павел Рычагов, будущий главком ВВС

А через три дня Рычагов был снят с должности и направлен на учебу в Военную академию Генштаба. В июне ему предоставили отпуск, и он вместе с женой поехал в Сочи. А уже 22 июня они спешно брали билеты на поезд до Москвы — началась война. На фронт они не попали. В Москве прямо у вагона Павла и Марию пригласили к военному коменданту. Рычагова арестовали сразу, Марию Нестеренко, заместителя командира отдельного авиационного полка особого назначения, — спустя двое суток.
Бывший начальник Следственной части МВД СССР генерал-лейтенант Влодзимирский в октябре 1953 года на допросе показал: «В моем кабинете действительно применялись меры физического воздействия к Мерецкову, Рычагову, … Локтионову. Били арестованных резиновой палкой… Я помню, что один раз сильно побили Рычагова, но он не дал никаких показаний, несмотря на избиение».
Их пытали до октября, выбивая признания в измене, совершении диверсий, затем, когда немцы были уже на подступах к столице, переправили в Куйбышев. Туда и полетела с курьером депеша Берии: «Следствие прекратить, суду не предавать, расстрелять немедленно!»
28 октября 1941 года всех арестованных вывезли в крытых машинах на расстрел в поселок Барбыш под Куйбышевом. Павел Рычагов и Мария Нестеренко погибли вместе.
23 июля 1954 года Павел Васильевич Рычагов был полностью реабилитирован. Его именем названа улица в Москве.

Анатолий ИВАНОВ