Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска

Записки инженера

Кажется, что природный газ в России был всегда. Как топливо, как энергоноситель, как важнейший инструмент экономики и политики. Был‑то он был, да вот только люди ничего о нем не знали. Вернее, под термином «газ» понимали лишь те углеводороды, которые обнаруживали в угольных шахтах или получали опять же из каменного угля.
О месторождениях чистого природного газа в первой половине XX века не было известно ничего. Вниманию читателей предлагаем выдержки из очерка известного отраслевого специалиста Юлия Боксермана «Дороги голубого огня», написанного более полувека назад.


Газ! Он всегда считался извечным коварным врагом шахтеров, причиной тяжелых аварий, гибели людей. И вдруг этот газ пришел в квартиры шахтеров как друг человека…
Ресурсы коксового газа достигали в 1935 году почти трех миллиардов кубометров, а доменного — в шесть раз больше… Разгорелись жаркие споры: достаточны ли излишки газа на коксохимических заводах, чтобы газифицировать города и целые отрасли промышленности? Тогда бытовала теория «замкнутого баланса» металлургических предприятий, согласно которой всех ресурсов газа хватает только для металлургии…
Есть два пути развития газовой индустрии. Основа первого — твердое топливо и главным образом уголь; база второго — природные газы, залегающие в недрах земли, газы коксовые, нефтяные, добываемые на промыслах. Руководители тогдашнего Главгаза признавали единственно реальным первый путь. «У нас огромные запасы угля, — утверждали они, — и газовая промышленность должна развиваться на базе его переработки…» Это была официальная точка зрения, об этом писали в учебниках, научных журналах. Появилось множество проектов сложнейших комбинатов по получению газа из твердого топлива — в Коломне, Подмосковье. На их строительство тратились большие деньги. Но ни одно из этих предприятий не оправдало себя экономически и не было закончено, и Главгаз, просуществовав много лет, не создал ни одного газового завода.
Казалось бы, довоенный этот эксперимент, дорого обошедшийся государству, должен был кое‑кого образумить. Но и после войны некоторые специалисты усиленно настаивали на том, что газ целесообразнее всего получать, перерабатывая уголь. Построили даже несколько предприятий.
Всякий спор решает практика — критерий истины. Так вот о чем она говорит, эта практика.
Природный газ, доставленный из Ставрополя в Москву по газопроводу в 1300 километров, стоит теперь 25 рублей за тонну условного топлива, а та же тонна газа, полученная из углей на построенном в Подмосковном бассейне Щекинском газовом заводе, стоит 660 рублей.
Природный газ — самое дешевое, чудесное топливо, горит без копоти и дыма, дает высокую температуру, достаточную, чтобы плавить металл, стекло. Из него можно получить просто и дешево множество химических продуктов. Он преобразует технологические процессы промышленности, улучшает условия труда и жизни людей…
Теперь, оглядываясь назад, невольно спрашиваешь себя: почему же господствовало такое явно неразумное направление? Причин много. Основная беда заключалась в том, что, по существу, не велись разведки газа, а следовательно, не открывались новые крупные месторождения. Это и порождало неверие в возможность широкого использования природных газов.
…Война. 1942 год. Стране не хватает топлива. Проблема топлива не сходит с повестки дня заседаний Государственного Комитета Обороны. И вдруг радостная весть с Волги: недалеко от Куйбышева геологи нашли месторождение газа. Государственный Комитет Обороны принимает решение: срочно построить газопровод. Но как быть: нет труб, нет опыта, почти нет нужных механизмов? Нашли выход: демонтировали на юге бездействующий нефтепровод и за год соорудили газопровод длиной в 160 километров. Думается, что в ту пору построить его было куда труднее, чем, скажем, соорудить теперь трубопровод протяженностью в несколько тысяч километров…
Примерно в то же время вблизи Саратова в маленькой деревушке Елшанка разведчики открыли еще одно богатое газовое месторождение. Почти рядом, под Сталинградом, велась ожесточенная битва. Саратовцы должны были во все возрастающих количествах поставлять сталинградцам оружие и боеприпасы. Но не хватало топлива, заводы простаивали. И на помощь пришел газ — меньше чем за месяц был сооружен газопровод от Елшанки до Саратова. И вот уже заполыхало пламя в топках электростанций, в печах заводов, в газовых плитах квартир.
Так два города на Волге в тяжелую военную пору первыми широко применили природный газ, и думается, именно это привлекло к нему внимание, укрепило его позицию в топливном балансе страны.
Еще не закончилась война, а Государственный Комитет Обороны принял решение о сооружении газопровода из Саратова в Москву протяженностью восемьсот километров. Десятки тысяч людей вышли на эту стройку, чтобы летом 1946 года волжский газ пришел в Москву.
Советские женщины на строительстве газопровода Саратов — Москва. Фото 1944 г.

Необычайно трудным был первый год эксплуатации газопровода. Магистраль испытали под высоким давлением водой, но затем удалить ее полностью не удалось. Зимой оставшаяся в трубах вода соединялась с газом, образуя так называемые гидраты — снег и лед, иногда почти полностью забивавшие трубу. Пойди найди в засыпанной снегом степи эти аварийные участки, чтобы затем разрезать трубу, удалить лед! В отдельных местах рвались стыки труб. Аварии надо было ликвидировать, не прекращая подачу газа в Москву. Это был героический труд людей — они ни разу не подвели столицу…
Природный газ уже «шествовал» по многим городам страны, а сторонники газификации угля все еще упорствовали. Они добились разрешения построить большой газовый завод в Подмосковном угольном бассейне. Построили. И что же? Оказалось, что тонна условного топлива здесь обходится в 27 раз дороже природного газа. И по предложению Тульского обкома партии было принято единственно правильное решение — превратить завод в химический.
Но и это не поколебало сторонников искусственного газа. Они по‑прежнему твердили, что ни о каких больших запасах природного газа не может быть и речи. И самостоятельные поиски его не поощрялись — их вели попутно с разведкой на нефть. Но вот забили мощные газовые фонтаны. Как тут будешь спорить?
Да, спорить было трудно. На полную мощность работает газопровод Саратов — Москва.
С берегов Волги потянулись новые мощные газопроводы в Пензу, Горький, Ярославль, Череповец. Вслед за саратовцами и сталинградцы порадовали страну — и у них найден газ! Правда, и тем, и другим надо значительно усилить разведки, в особенности саратовцам. Их обогнали разведчики недр Украины, Северного Кавказа, Узбекистана, Туркмении, Сибири.
На Северном Кавказе, вблизи Ставрополя, нашли месторождение, равного которому не было еще в нашей стране.
В 1956 году Москва получила ставропольский газ.
Газовые магистрали протянулись на десятки тысяч километров. С Северного Кавказа газ подается на расстояние более двух тысяч километров — в Москву и Ленинград. Из Краснодарского края — в Донбасс. Отсюда же пойдет магистраль в Москву, ее сооружение заканчивается. Лишь она одна даст столько топлива, сколько добывается во всем Подмосковном угольном бассейне.
В 1959 году геологи пробурили около миллиона метров разведочных скважин, открыв новые месторождения газа с запасами более семисот миллиардов кубометров — столько же, сколько получено нами за минувшие сорок лет. Теперь запасов газа, по нынешнему уровню добычи, хватит на десятки лет.
Газом уже пользуются жители 350 городов. В Москве 40 % всего расходуемого топлива составляет газ. В ближайшие два года все предприятия столицы перейдут на использование газа. А ведь совсем недавно Москва ежегодно выбрасывала в воздух до двенадцати тысяч тонн золы.
Строительство газопровода Бухара — Урал протяженностью более 4000 километров. 1964 г.

…Все знают, что голубые огоньки газа дают высокую температуру. Но мало кому известно, что он может давать… и холод. Газ выходит из недр земли под давлением 150‑200 атмосфер, а трубопровод может принять его только с давлением в 60 атмосфер. Теряется без пользы 100‑140 атмосфер.
Сотни пропадающих атмосфер — это огромное количество бесплатного холода. Нельзя ли пустить его в дело? Можно. На принципе использования перепада давления построены первые холодильные установки вблизи Киева и Альметьевска. Здесь получили в холодильниках температуру минус 20-30 градусов…
Появилась новинка: сжиженный газ. Одного баллона этого газа хватает для семьи на месяц.
У нас есть все основания для большого замаха, смелых планов. Подсчитано, что в недрах страны имеется не менее 50‑60 триллионов кубометров природного газа — в два раза больше, чем в Америке. Они позволяют увеличить добычу газа до 270‑320 миллиардов кубометров в ближайшие 15 лет. Мы имеем все возможности в ближайшие годы опередить США по добыче газа и занять первое место в мире.
У нас не может быть специфичной для капиталистической экономики проблемы: газ или электричество. Широкая электрификация и газификация народного хозяйства — вот линия партии и правительства. При этом подача газа на тепловые станции позволяет получить дешевую электроэнергию. В ближайшие годы природные газы будут все шире и шире применяться во всех отраслях промышленности, в химии, в быту жителей городов и поселков страны. Для этого построят разветвленную сеть магистральных газопроводов — единое большое кольцо страны. Густой, разветвленной сетью предстают теперь на карте страны «дороги голубого огня».
Автоматы и газ! Они шагают рядом. Проектируются автоматы, дающие возможность сжигать газ без участия людей. Газовые котельные на замке — их уже теперь много в Москве, Ленинграде. Приборы регулируют горение газа и дают тепло в квартиры.
Дороги голубого огня! Сколько радости несут они людям, какие разительные перемены вызывают в жизни городов и поселков! Пусть же пользуется дарами природы советский человек в полную меру!

Юлий БОКСЕРМАН