Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена

Откуда не ждали

Российская газовая монополия находится под угрозой. Вызов традиционным технологиям газодобычи называется сланцевой революцией.

Технология добычи сланцевого газа проста и сложна одновременно. Первые исследования проводились еще несколько десятилетий назад, но к добыче сланцевого газа промышленным способом человечество подошло лишь в последние годы.
Процессы, происходившие в недрах на протяжении миллионов лет в условиях высоких температур и давлений, привели к образованию достаточно бесполезных ископаемых, поры которых заполнены очень полезным горючим газом. Выкачать газ из этих подземных пор — задача решаемая, но, как показал опыт, неоднозначная.
Человек по своей природе варвар, особенно в тех случаях, когда цель оправдывает средства. Поэтому все средства хороши. В чем же проблема? В том, что если пробурить скважину в районе залегания газоносных сланцевых пластов, то газа удастся получить совсем немного: герметичные сланцы удерживают свои углеводородные сокровища внутри сложной ячеистой структуры. А если всю эту структуру разрушить, превратить ее в месиво, обеспечив выход газа из ячеек породы? Так появилась технология ГРП — гидроразрыва породы или фрекинга.

Сама скважина, в отличие от традиционной газодобычи, бурится не вертикально, а горизонтально. Бурение дополняется многостадийным гидроразрывом. На первой стадии жидкость подается в самую дальнюю часть скважины. Следующий гидроразрыв производится уже ближе к устью скважины. Вместе с жидкостью в образовавшиеся полости подается пропант — смесь силикатов, обладающая хорошими фильтрующими свойствами, которая не дает породе вновь сомкнуться и не мешает газу проникать в ствол скважины.
Газ пошел, а вместе с ним начался и процесс истощения скважины. Поначалу давление газа и его объемы весьма велики. Но в течение года эти показатели падают на 35-60%. Добывать газ становится невыгодно — надо бурить новую скважину. Таким образом, добыча сланцевого газа носит экстенсивный характер и невозможна на густонаселенных территориях. Именно поэтому восторги по поводу добычи сланцевого газа значительно поутихли в последние годы. Особенно в Европе, хотя в Соединенных Штатах добыча сланцевого газа стала самым прорывным направлением бизнеса.
В США добыча сланцевого газа ведется наиболее активно. По данным американских компаний, себестоимость сланцевого газа примерно в 1,3–1,5 раза выше, чем традиционного. Однако если еще несколько лет назад Штаты закупали газ у Канады, а российское Штокмановское месторождение предназначалось для экспортных поставок в США, то сегодня газ у Канады больше не закупается, «Штокман» заморожен, а США, обеспечив падение стоимости газа на внутреннем рынке в три раза, уже начали его продажу на внешних рынках.
Но красивая картинка вокруг сланцевого газа при ближайшем рассмотрении оказывается сильно смазанной. Первыми мораторий на извлечение газа из сланцев ввели власти штата Нью-Йорк в конце 2010 года. Сработал главный довод экологов: из сланцевых пластов на поверхность поднимаются бензол, мышьяк, радон, а опасные химикаты, в числе которых есть даже радиоактивные изотопы, могут вместе с жидкостью проникнуть в водоносные слои, питающие густонаселенный ­северо-восток США.
На буровых в Пенсильвании контрольные органы зафиксировали сотни фактов нарушения норм функционирования очистных сооружений и безопасного хранения отработанных присадок. На основании судебных решений деятельность множества компаний, занятых добычей сланцевого газа, была остановлена. Как заявил исполнительный директор крупнейшей мировой нефтесервисной компании Schlumberger (первой в мире опробовавшей технологию ГРП) Эндрю Гулд, «пока до 80% используемой в ходе добычи сланцевого газа воды не удается очистить». Однако добыча газа в США за последние 7 лет достигла 681,4 млрд м3 — первое место в мире. Рост обеспечил именно сланцевый газ, на который приходится 35 % добычи. Цены на внутреннем рынке США опустились ниже $77 за 1000 м3 — это в два раза ниже той цены, по которой любимый «Газпром» продает газ российскому населению.
Представить себе, что такое добыча сланцевого газа, помогают цифры. На месторождении Barnett Shale в Техасе количество скважин превысило 17 тысяч, на месторождении Marcellus Shale насчитывается более 4 тысяч скважин. Сейчас из Barnett Shale отобрана треть доступных запасов; чтобы добыть остальные, нужно пробурить еще 37 тысяч скважин.
А всего в США для добычи сланцевого газа ежегодно бурится 5,5 тыс. скважин.
Рост добычи ведет к проблемам планетарного характера. В 2005 году американский вице-президент Ричард Чейни протолкнул в Конгрессе «энергетический билль»: нефтегазовая промышленность США была исключена практически из всех законов о защите окружающей среды. Она стала единственной отраслью, которая может закачивать под землю химикаты в непосредственной близости от источников питьевой воды, даже не раскрывая состава этих веществ.
А вскоре стало понятно, что гидроразрывы в отдельных случаях провоцируют слабые землетрясения — до 3 баллов.
С каждым годом контролировать газодобытчиков все труднее. В погоне за прибылью они не только нарушают различные экологические нормы, но и скрывают точное количество скважин, а также случаи брака в работе. Поэтому неприятные сюрпризы уже перестали удивлять население, проживающее в районах газодобычи: вода из-под крана имеет запах газа, почва отравлена.
Сейчас американские компании полны решимости наладить экспорт своих технологий в Европу. Со всеми в буквальном смысле вытекающими последствиями. И если польскому руководству хватило ума отказаться от заманчивых предложений, то рассчитывать на трезвый подход украинцев в данном вопросе едва ли приходится.
Сланцевый газ вскружил головы украинским политикам. Помогли американцы, давшие многообещающие прогнозы: их геологи и энергетики оценили украинские запасы сланцевого газа в 1,2-1,5 триллиона кубометров. Молниеносно появившиеся в Украине компании Shell и Chevron выиграли конкурсы на разработку месторождений: первая — Юзовского в Донецкой области), вторая — Олесского в Львовской.
Несмотря на отсутствие фундаментальных исследований запасов сланцевого газа, на Украине строят амбициозные планы относительно того, насколько его добыча поможет снизить объемы закупки российского газа. Большинство экспертов называют объемы порядка 10 млрд кубометров в год к 2020 году, сроком начала промышленной добычи — 2016-2017 годы. Однако пока это все лишь риторика, эйфория. В отсутствие опыта добычи сланцевого газа на Украине говорить о перспективах преждевременно.

Сергей РЕМИЗОВ