Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге

Незаменимых у нас нет

Ни дрова, ни сушеный навоз
не заменят углеводородов
в ближайшие 15‑25 лет.

Владимир Путин


Наше время — эпоха углеводородов. Во всяком международном конфликте, обострении отношений усматриваем мы нефтяную и газовую составляющие. Так и с Украиной в 2014‑м. Если бы не газопроводы, проложенные по ее территории, то события там, скорее всего, развивались бы иначе.

Еще лет 60‑70 назад газ не был ключевым пунктом международных отношений. Да и внутри страны значения ему не придавали. Дрова, уголь, электроэнергия — что еще надо? Строительство магистральных газопроводов, превративших нашу страну в крупнейшего экспортера голубого топлива, наиболее активно велось в 1970‑1980‑х годах. Благодаря им люди узнавали географию страны. Поневоле открывали атласы, когда каждый день репродуктор оповещал о строительстве газопровода Уренгой — Помары — Ужгород. Где они, эти Помары?

Никто и в страшном сне не мог предположить, что СССР развалится, что Белоруссия и Украина превратятся в страны газового транзита, от настроений которых будут зависеть доходы нашего бюджета и благополучие жителей Европы. Ведь сегодня российский газ — основной энергоноситель для большинства стран континента. Для Словакии, Словении, Болгарии, Сербии, Македонии российский газ, поставляемый через территорию Украины, не имеет альтернатив. Для Чехии зависимость составляет 83 %, Греции, Австрии, Венгрии — свыше 60 %. Частично зависимы Италия, Хорватия, Турция, Польша, Германия.
Совокупная пропускная способность газопроводов, ведущих из России в Европу, составляет 250 млрд кубометров в год. Поставляется порядка 160 млрд, и более половины этого количества проходит через газотранспортную систему Украины.
В 2013 году через территорию Украины было прокачано около 86 млрд кубометров российского природного газа — это 53,3 % от всего экспорта российского газа в Европу.
Вроде бы живи да радуйся. Мы продаем газ, Украина получает плату за транзит, опять же, как показала практика, с Россией получалось договориться о достаточно умеренных ценах на газ… Но покой нам только снится.
Первый «звонок» прозвучал, когда 1 января 2006 года «Газпром» перекрыл вентиль — так Кремль решил воздействовать на соседа, отбиравшего газ из трубы и не желавшего за это платить. Урок пошел впрок.
Но не Украине, воровавшей газ, а нашим покупателям в Европе. Для них «Газпром» перестал быть надежным партнером.
С тех пор потребители задумались о диверсификации поставок, и за несколько лет доля российского газа в газовом балансе Европы снизилась с 39 % до 25 %. Если что‑либо долго является сферой риска, то потом это «что‑то» перестает быть потребностью.
Почти все экспортные газопроводы советской постройки были заведены на территорию Украины

Так сложилось, что своего газа у Европы практически нет и за ним надо обращаться к тем, кто не всегда предсказуем. Иран, Ирак, Туркменистан, Россия, Украина… А нельзя ли обойтись без них? А заодно и без газа? Вот и ползет энергетический баланс в сторону использования энергии солнца, ветра, приливов-отливов…
Все это означает потери для России. Виновник этих потерь — Украина. Это она создает проблемы с экспортом нашего газа, внося риски в отлаженный и недешевый процесс.
На Украине понимают, что со временем Россия научится обходится без нее. Подтверждением этому служат газопроводы, построенные в последнее время. Не проходит и года без существенных изменений, отчетливо видимых на картах. Около полутора лет назад обеими своими «нитками» заработал «Северный поток», вот в центре скандала оказался «Южный поток» — газопроводы развиваются не менее активно, чем железные дороги лет 100‑120 назад.
Задача Северного и Южного «потоков» — обойти Украину, сделать поставки газа в Европу максимально независимыми от «майданных» настроений. Мощность «Северного потока» — 55 млрд кубических метров в год, проектируемая мощность «Южного потока» — 63 млрд. В сумме это дает 118 млрд — это уже свыше 80 % того объема, который теоретически позволяют прокачать газопроводы, проложенные через территорию Украины (порядка 140 млрд кубометров в год).
А на очереди еще две нитки «Северного потока», которые удвоят прокачиваемый по нему объем…
Но это все — уже вчерашний день. Перспектива — это «Сила Сибири», газопровод, по которому будут осуществляться поставки в Китай. 38 миллиардов кубометров газа в год обязуется поставлять «Газпром» Китаю в течение 30 лет. Стоимость контракта $ 400 млрд. И хотя председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер заявил, что цена кубометра газа является коммерческой тайной, она легко вычисляется — $ 350 за тысячу кубов. Правда, есть одно «но». Сам газопровод, его российская часть, оценивается в $ 30 млрд. То есть несколько лет газ будет поставляться в возмещение убытков… Таких дорогих проектов в газовой сфере не реализовывала еще ни одна страна. За исключением разве что США, инвестирующих в развитие добычи и переработки сланцевого газа.
На Украине тоже видят, что ее стараются исключить из процесса. В декабре 2013 года министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий признал: «Что такое «Южный поток»? Это по меньшей мере 60 миллиардов транзита российского газа в страны Европы, мы сейчас проводим транзит приблизительно 90 млрд кубических метров в год. Если отнять эту цифру, то наша газотранспортная система вообще со временем станет металлоломом.»
Примерно в то же время президент Украины Виктор Янукович сетовал, что прокачка газа через территорию Украины упала со 120 до 70 млрд кубометров при том, что падение объемов транзита ниже 60 млрд ставит под вопрос рентабельность украинской газотранспортной системы.
Транзит через территорию Украины заметно снизился за последние годы, но выручка от транзита все еще остается весомой. Поскольку газопроводы пересекают «незалежную» в широтном направлении, то дальность транзита — примерно 1200 км. Транзитный тариф в последние годы находился на отметке около $ 3 за тысячу кубометров на 100 км пути. Таким образом, прокачка 86 млрд кубометров приносит Украине $ 3 млрд в год.
Стоп! Да ведь это и есть практически точная сумма украинского долга за поставки газа! И чего было огород городить? Простой взаимозачет делает проблему ничтожной.
Однако резон в нагнетании страстей есть. Похоже, Россия всерьез решила всерьез проучить ненадежного партнера. И если и не «развестись» с ним окончательно, то, по крайней мере, научить его жить по правилам, которые вырабатываются там же, где и газ, — в  России.

Елена ЛАПИНА