Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру

Все-таки она строится?

Проект высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань (которая в будущем обещает разрастись до ВСМ Москва — Екатеринбург), не находя поддержки «наверху», продвигается «снизу».

Ровно год назад, 27 мая 2013 года, на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения президент страны объявил о решении построить в 2014-2018 гг. первую в России ВСМ Москва — Казань с возможностью ее дальнейшего продления до Екатеринбурга и Ульяновска.
Однако уже в ноябре на совещании у Путина было решено отложить проект до весны 2014 года из-за «неготовности финансовой модели и отсутствия гарантий возвратности инвестированных средств». С тех пор руководство страны избегает этой темы, а все разговоры ведутся на уровне потенциальных исполнителей проекта и руководителей субъектов РФ, через которые планируется строить ВСМ.
В середине июня аудиторы из компании Ernst&Young оценили строительство — 1,6 трлн руб. Это больше, чем год назад — тогда фигурировали цифры порядка 1 трлн руб.
Согласно расчетам созданной для реализации проекта компании «Скоростные магистрали», предполагалось, что государство должно вложить 380 млрд рублей. Но совсем недавно Минэкономразвития заявило, что планируемых инвестиций из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 150 млрд рублей ждать не следует, так как РЖД «не смогло защитить проект магистрали для получения субсидии». Теперь, судя по заявлениям профильного министерства, ждать инвестиций в ближайшее время не следует.
Пилотный проект ВСМ Москва - Казань

Однако идеей всерьез увлеклись в регионах. Магистраль протяженностью 770 км, как предполагалось, должна пройти от Москвы до Казани через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары. В зону притяжения ВСМ входят территории 7 регионов РФ: Москва, Московская, Владимирская, Нижегородская области, республики Чувашия, Марий-Эл, Татарстан.
Строительство ВСМ обсуждалось и на прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме. Губернатор Владимирской области Светлана Орлова рассказала участникам форума о том, что к 2025 году общий экономический эффект для региона от строительства ВСМ… превысит 240 млрд руб. и предложила создать Ассоциацию мэров городов и губернаторов регионов прохождения магистрали.
С тем же предложением выступил и губернатор сопредельной Нижегородской области Валерий Шанцев. Кроме того, вышеозначенные главы субъектов вместе с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым, главой Чувашии Михаилом Игнатьевым обратились с письмом-просьбой к президенту России Владимиру Путину поддержать проект.
Но самым сильным приверженцем проекта ВСМ, похоже, является глава Республики Татарстан Рустам Минниханов. Его выступление на Петербургском экономическом форуме никого не оставило равнодушным. «Дальнейшие рассуждения нужно-не нужно (строительство ВСМ — ред.), а мы остаемся на месте и никакого роста экономики у нас пока нет», — обрушился Минниханов на противников проекта. При этом он сослался на опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», согласно которому 80% респондентов положительно относятся к строительству ВСМ. По словам Минниханова, само строительство магистрали даст прирост к ВВП, приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повысит трудовую мобильность населения и производительность труда. При этом он привел в пример Китай: «Мы только что вернулись из Китайской Народной Республики, увидели как меняется страна за счет того, что создаются высокоскоростные магистрали».
Проект железнодорожного моста ВСМ на границе Чувашии и Татарстана

Восторги президента РТ понятны — речь идет о вложениях в республику, сопоставимых с тратами на празднование тысячелетия Казани или на проведение прошлогодней Универсиады. Ведь строительство ВСМ будет связано с реконструкцией множества объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры: заменой коммуникаций, строительством транспортных развязок. Понадобятся рабочие руки, техника, горы строительных материалов из местных источников — за все это федеральному правительству будет выставлен немалый счет.
Легко понять и сомнения, которые одолевают тех, кому предстоит принимать решение о судьбе будущей ВСМ. У проекта немало критиков — от экспертов-транспортников до министров. Когда говорят о стоимости, люди слышат только то, что хотят слышать. Тем более речь идет о суммах, запредельных для человеческого понимания. Что такое 1,6 трлн руб.? Разводим руками — много. Как много? Ну, к примеру, по 16 миллиардов в год в течение ста лет. А 16 миллиардов — это как раз годовой бюджет Казани или три годовых бюджета города Владимира. Окупится ли ВСМ за сто лет?
По оценке «Центра стратегических разработок», пассажиропоток между Москвой и Казанью в год достигает 1,6 млн человек. Если их всех пересадить на ВСМ и заставить заплатить по 10 тыс. руб. за билет — только в этом случае общий доход составит 16 млрд руб. в год. Но ведь есть еще эксплуатационные затраты, налоги, зарплата и многие другие расходы. Что же, билет должен стоить еще дороже? Нет, судя по всему, за сто лет ВСМ не окупится. Поэтому, по словам директора института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, «возможности для привлечения частных инвестиций в проект не просматриваются, а выгоды экономического плана неочевидны». Но, по мнению министра экономического развития Алексея Улюкаева, проект необходимо оценивать не только с экономической точки зрения: «Мы должны рассматривать этот проект как часть проекта в целом по преобразованию жизни в стране. Это проект, который меняет мобильность нации, создает огромный заказ разным отраслям индустрии, и с этой точки зрения он также должен быть оценен».
Если приоритетом государства является интенсивное развитие не только столичного, но и периферийных регионов страны, то ВСМ будет как нельзя кстати. Но если педантично подсчитывать доходы и убытки, то надо признать, что в денежном выражении ВСМ — проект затратный, убыточный. Впрочем, как и любая дорога. Но что бы мы делали и кем бы мы были без дорог?

Вадим БЫСТРОВ