Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги

Сто лет в обед

Юла под днищем


В мае 1914 года на улицах Лондона можно было увидеть двухколесный автомобиль: действующую модель гиростабилизированного автомобиля демонстрировал русский изобретатель Петр Шидловский. Машина держалась в состоянии равновесия благодаря гироскопическому эффекту, создававшемуся тяжелым 600-килограммовым маховиком под днищем автомобиля. Маховик представлял собой диск диаметром в один метр толщиной 12 сантиметров. Его раскручивал электромотор мощностью около 1,25 л. с., питаемый динамо-машиной.Также использовались два 50-килограммовых «маятника». В результате такая довольно примитивная гиростабилизация удерживала машину весом 2750 кг в вертикальном положении.
Гирокар на тестовых прогонах. Граф Шиловский справа от водителя. Гироскоп стоит за дверью в середине автомобиля.

Пособие для космонавта


«Друзья мои, ведь мы еще не завтракали, — объявил Мишель Ардан своим спутникам по межпланетному путешествию. — Из того, что мы потеряли свой вес в пушечном снаряде, не следует вовсе, что мы потеряли и аппетит. Я берусь устроить вам, друзья мои, невесомый завтрак, который, без сомнения, будет состоять из самых легких блюд, когда-либо изготовлявшихся на свете.»
Это не Жюль Верн, не роман «Из пушки на Луну». За великого французского фантаста эту главу, «Завтрак в невесомой кухне», дописал известный популяризатор физики Яков Перельман. Произошло это в 1914 году на фоне завязавшейся несколькими месяцами ранее переписки с К. Э. Циолковским.
«Странную картину представлял и самый обед в этом мире, лишенном тяжести. Друзья висели в воздухе в весьма разнообразных позах, не лишенных, впрочем, живописности, и поминутно стукались головами друг о друга. Сидеть, конечно, не приходилось. Такие вещи, как стулья, диваны, скамьи — совершенно бесполезны в мире, где нет тяжести… Трудно было сварить бульон, но еще труднее оказалось съесть его.»
Библиография Перельмана насчитывает более 1000 статей и заметок, 47 научно-популярных, 40 научно-познавательных книг, 18 школьных учебников и пособий. За прошедшее столетие его книги только в нашей стране издавались почти 500 раз общим тиражом около 15 млн экземпляров. Тем не менее, это не спасло писателя от голодной смерти, которая настигла его в 1942 году в блокадном Ленинграде.


Ладони ангела


В 1914 году почти одновременно в России и США начинается массовое применение парашюта для спасения с высоты.
Инженер Глеб Котельников публикует брошюру «Ранец-парашют» и патентует во Франции свое изобретение. За океаном Стефан Банич с парашютом собственной конструкции бросается вниз с 41-го этажа небоскреба в присутствии представителей патентной службы и военных. Его парашют представлял собой зонт с телескопическими спицами, которые крепились вокруг туловища пилота.
Отношение к парашюту в авиационных кругах изначально было скептическим. Военные боялись, что пилоты будут покидать самолет при первой опасности, не борясь за его живучесть. С другой стороны, существовала убежденность, что человек психологически не может прыгнуть вниз с огромной высоты.
Тем не менее, за истекшие сто лет парашюты спасли жизнь десяткам тысяч летчиков.
Глеб Котельников

Таран — оружие героев


13 сентября 1914 года при огромном стечении народа в Киеве с почестями был похоронен основоположник высшего пилотажа Петр Нестеров. Четырьмя днями ранее командир 11-го авиаотряда Юго-Западного фронта штабс-капитан Нестеров на самолете «Моран» таранил тяжелый австрийский разведчик «Альбатрос». Оба самолета рухнули вниз.

Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтоб эта мертвая петля
Была бы в воздухе живая.
Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
Но вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора.

«Я еще не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса, когда узнал, что «мертвую петлю» готовится совершить французский авиатор Адольф Пегу. Тогда я бросил свои теоретические расчеты и решил немедленно рискнуть. Совершить «мертвую петлю» было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге», — записал смелый летчик. 27 августа (9 сентября по новому стилю) 1913 года над киевским аэродромом «Сырецкое поле» на самолете «Ньюпор-4» с двигателем в 70 л. с. он впервые выполнил «мертвую петлю». Спустя шесть дней эту фигуру повторил в Париже известный пилот Пегу. Русские газеты стали славить француза. Но прибывший весной 1914 года в Петербург Пегу был честен, признав приоритет Нестерова, о чем сообщил на лекции в Политехническом музее.


По следам еретика


15 августа 1914 года по Панамскому каналу прошло первое судно.
Жалкие 50 километров суши, разделявшие Атлантический и Тихий океаны, веками не давали судам пройти из одного океана в другой. Обход Южной Америки составлял больше двадцати тысяч километров и занимал месяцы. О постройке канала стали задумываться еще в XVI веке. В истории осталось имя испанского конкистадора Васко Нуньеса де Бальбоа. Он, в надежде найти богатство, с экспедицией из 180 солдат и 600 индейцев-носильщиков отправился в непроходимые джунгли. Переход занял месяц — каждый шаг сопровождался вырубкой буйной растительности, преодолением скальных нагромождений. Болезни буквально выкосили отряд, уничтожив две трети его. Но Бальбоа дошел до конца и первым понял, что если через перешеек прорыть канал, в истории человечества началась бы новая эра.
Однако король Испании Филипп II счел проект еретическим: «Что Бог разъединил, человек соединить не может». Бальбоа был обвинен в государственной измене и казнен.
С 1879 по 1889 год канал пыталась прорыть компания Лессепса, взявшего в компаньоны знаменитого Эйфеля. Стройка закончилась скандалом: деньги были истрачены, погибло около 20 тысяч рабочих, а прорыто было лишь около четверти протяженности канала. К проекту вернулись Соединенные Штаты в 1904 году.
Сегодня через Панамский канал проходит около 17,5 тыс. судов в год, что приносит Панаме около $2 млрд прибыли.
Васко Нунез де Бальбоа

Машина времени


В 1914 году в Россию впервые прибыл английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Петербургские и московские газеты почти не откликнулись на визит писателя, который к тому времени был уже широко известен. В 1913 году в России вышли два собрания сочинений Уэллса, не считая многочисленных журнальных публикаций и отдельных книг.
В этой поездке Уэллс побывал в Петербурге, в Москве и в деревне Вергежа Чудовского района, где был гостем революционера-народника А. В. Тыркова, известного террориста-бомбометателя из группы Софьи Перовской, приговоренного к пожизненной ссылке и помилованного спустя двадцать лет.
Во второй раз Герберт Уэллс, уже убежденный социалист, приехал в Россию ранней осенью 1920 года, тогда состоялись его знаменитые встречи с Лениным. О его впечатлениях в ту поездку уже хорошо известно.
В 1934 году Уэллс снова приезжает в СССР. Главная цель — встреча со Сталиным. Вождь встретился с Уэллсом 23 июля 1934 года. Писатель, до этого высказывавшийся о диктаторе не слишком благоприятно, ушел от него очарованный. С тех пор Сталина как сильную личность Уэллс не переставал почитать до последних своих дней. Среди портретов, висевших над диваном, на котором писатель умер, была и фотография Сталина.
Марсиане входят в Лондон