Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру

Осталось найти самолет

4 апреля 1942 года в лесу под Валдаем, в Новгородской области, недалеко от озера Шлино
у деревни Плав, где шли ожесточенные бои на Северо-Западном фронте, был найден раненый советский летчик Алексей Маресьев.


Я работал начальником Бологовской дистанции пути Октябрьской железной дороги. Мои дочери ходили в железнодорожный детский садик. Каждое утро спешащие на работу родители отдавали детей в ласковые руки нянечки «бабушки Оли», и мало кто знал, что эти руки в суровом 1942 году спасали обмороженного, истощенного молодого лейтенанта, ставшего потом национальным героем.
В годы войны отец Ольги, Михаил Александрович Вихров, работал председателем колхоза, муж был на фронте. Через некоторое время на мужа придет похоронка, и Ольга Сергеева-Вихрова станет молодой вдовой, как миллионы женщин того сурового времени.
В один из первых дней апреля 1942 года один из селян доложил Михаилу Александровичу, что в лесу под елью видел стонущего человека, но подходить к нему не стал: «То ли раненый летчик лежит, то ли дезертир какой…»
У Вихрова уже была впряжена в сани лошадь, как раз собирался в лес за дровами. Вместо дров пришлось ехать за человеком. С собой взял комиссованного с фронта сына Александра и соседа-инвалида Сергея Малина. Подъехали. Председатель колхоза строго спросил:
—  Ты русский?
—  Русский я, русский. Сбили меня на самолете. Спасите…
«А ну, брось пистолет», — это уже проявил активность невоевавший Малин. Сложная получилась ситуация. С одной стороны, Маресьев как любой, принимавший присягу, по законам военного времени ни при каких обстоятельствах не имел права выпускать оружие из рук. Но пожилой человек и два парня явно не походили на врагов, а пистолет не располагал к спасению. Алексей отбросил пистолет.
Я жил и работал в тех краях и решил использовать уникальную возможность, чтобы съездить на священное место, где был совершен подвиг, восхищающий людей силой духа и воли, побуждающий верить в потрясающие возможности человеческого организма. В те годы Сергей Петрович Малин жил на Валдае, Александр Михайлович Вихров — в той же деревне Плав и даже в том доме, куда был привезен и где потом отогревали и спасали раненого летчика. Я записал их рассказы. Сейчас их обоих уже нет в живых.
Ольга Михайловна, по книге «девушка Варя», жила в Бологое. Она на год младше Маресьева, родилась в 1917 году. Почему Варя? Так называл ее Алексей Маресьев, говорил, что на родине у него, в городе Камышин, осталась любимая девушка Варя. Так в книге, а потом и в знаменитом фильме, появилась не Оля, а Варя.
На третий день за раненым прилетел самолет. С тех пор Алексей Петрович так больше и не побывал на месте своего спасения, о чем жители деревни по‑своему жалеют и сейчас. На месте, где был найден летчик, местные следопыты установили памятную плиту с надписью: «На этом месте в феврале 1942 года после многодневной борьбы за жизнь был найден советский летчик Алексей Петрович МАРЕСЬЕВ».
На плите указано «в феврале». Это ошибка. Во время моей встречи с Алексеем Петровичем я показал ему любительскую фотографию той плиты, и он на обратной стороне фотографии собственноручно написал: «Найден был 4.IV.42 г. Подтверждаю 9.ХII.1999 г.» И расписался. Эту свидетельскую «резолюцию», заверенную личной подписью Маресьева, можно считать самым убедительным доказательством даты его спасения. Теперь эта фотография хранится в доме как раритет, драгоценность.
Интересна история написания книги «Повесть о настоящем человеке». На фронт прибыл корреспондент «Красной Звезды» Борис Полевой. Бои были в разгаре, и командир полка не знал, как отвязаться от настойчивого корреспондента. Но вот приземлился самолет Маресьева. Он уже дважды за день поднимался в воздух, в каждом вылете сбил по одному самолету. Командир решил в этот день не испытывать судьбу летчика в третий раз: «Иди к Маресьеву. Бери интервью у него».
Полевой описывает, что из кабины вначале вылетела «палка», потом полевая сумка, и как‑то неуклюже, по‑медвежьи, вывалился усталый человек. Пришли в землянку. Маресьев сказал, что за каждый сбитый самолет летчику полагается пятьсот граммов спирта, пошутил, что литра такого напитка многовато будет. Полевому Маресьев предложил занять пустующие нары — два дня назад его товарищ и сосед по землянке погиб в бою. Полевой почти уснул, как услышал грохот: из‑под нар Маресьева торчали… ноги. Сон как рукой сняло. Журналист понял, что встретил уникального человека, который, будучи инвалидом, воюет с врагом на равных. Всю ночь Полевой записывал в тетрадь рассказ Маресьева. Написал хороший, как ему представлялось, очерк в газету.
Но очерк так и не вышел. А после вопроса редактора «слушай, Борис, ты случаем не у Геббельса в помощниках работаешь?» у Полевого «остановилось и похолодело сердце»:
—  Что за вопрос? Что случилось?
—  Понимаешь, Боря, совсем недавно Геббельс заявил, что Советы разгромлены, в бой посылают стариков и инвалидов. Ты понимаешь, какой подарок мы сейчас сделаем этому Геббельсу? Давай отложим до Победы. А потом мы книги о таких героях напишем.
Книгу Полевой напишет в 1946 году, во время работы Нюрнбергского процесса. Она сразу станет любимой книгой миллионов, а Маресьев — символом мужества и воли. Кстати, звание Героя Советского Союза Маресьев получил в 1943 году, до широкой известности, а не после выхода книги — такое заблуждение одно время было весьма распространено.
22 апреля 1998 года, день рождения Ленина. Именно на этот день дал согласие на встречу в ЦДКЖ с железнодорожниками Алексей Петрович Маресьев. До этого Иван Иванович Родионов, председатель Центрального совета ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта России, приезжал к нам в Московско-Рижскую дистанцию пути и рассказывал дорожным мастерам и инженерам о своей трудовой деятельности, о работе в годы войны начальником Бологовского отделения Октябрьской железной дороги. Я рассказал Ивану Ивановичу о моих встречах с участниками спасения Маресьева, поездках в деревню Плав Валдайского района. Я попросил Родионова пригласить Маресьева, который в то время являлся первым заместителем председателя Центрального совета ветеранов Вооруженных Сил, к нам в дистанцию пути. У нас была мечта свозить Маресьева на то место, где его нашли. Алексей Петрович почти согласился приехать в дистанцию, но в последний момент намекнул, что не откажется выступить и перед более «солидным» коллективом железнодорожников. Тогда Родионов обратился к министру путей сообщения Аксененко с предложением об организации встречи железнодорожников с легендарным летчиком. Николай Емельянович согласие дал моментально, запланировал свое участие во встрече.
Мало кто знает, как трудно было организовать эту встречу. Алексей Петрович часто болел. Было опасение, что встреча вообще не состоится…
В зале собралось около 500 железнодорожников. Министр, ветераны, военные, работники Московской железной дороги, студенты. В президиуме — Герои Социалистического труда Е. М. Чухнюк, В. Ф. Соснин, Герой Советского Союза Е. А. Березовский, бывший министр путей сообщения Н. С. Конарев, заместители министра Ф. И. Шулешко, С. А. Пашинин, Н. М. Бурносов, И. И. Родионов, председатель совета ветеранов бронепоездов М. Н. Васильев…
Николай Емельянович Аксененко вручил легендарному летчику золотые часы, а Елена Мироновна Чухнюк от имени всех железнодорожников преподнесла Маресьеву большой букет цветов. Алексей Петрович продемонстрировал отменное чувство юмора, поблагодарив железнодорожников за теплый прием: «Меня железнодорожники уже второй раз приглашают на такую встречу. Первый раз я здесь выступал в 1947 году, вот теперь через 50 лет вновь пригласили».
И.И. Родионов, Н.Е. Аксененко, А.П. Маресьев в на встрече в ЦДКЖ.1998 г.

Мои дочери Оля и Саша по‑детски рассказали Алексею Петровичу, что их воспитывала в садике бабушка Оля, та самая «девушка Варя», которая спасала его в далеком 1942 году. Алексей Петрович обнял моих маленьких девочек и попросил передать привет бабушке Оле, Ольге Михайловне Сергеевой-Вихровой.
Я накануне съездил с видеокамерой в Валдайский район, в деревню Плав. Вместе с кадрами из ЦДКЖ получился хороший фильм. В нем Алексей Петрович рассказывает о войне, о себе, о послевоенной жизни.
Имел смелость предложить этот фильм телевизионщикам из «Останкино», наивно полагая, что они ухватятся за эту идею. В ответ было получено предложение оплатить показ по рекламным расценкам, без скидок, по самому высокому тарифу. Храню этот видеофильм. Есть мечта разослать его железнодорожникам — фильм хороший, познавательный, патриотичный. Страна должна знать героев в лицо.
2001 год, 18 мая. Готовимся к празднованию 85‑летия А. П. Маресьева. День рождения у него 20 мая. Я решил устроить встречу Ольги Михайловны, «девушки Вари», с Алексеем Петровичем. Они не виделись 59 лет. Поразительно, но Ольга Михайловна еще и железнодорожница: все годы после войны отработала нянечкой в железнодорожном детском садике № 5 Бологовского отделения Октябрьской железной дороги.
Чтобы соблюсти формальности, обратился к руководству Московско-Рязанского отделения с просьбой разрешить на служебной «Волге» привезти из Бологое Ольгу Михайловну — в преклонном возрасте добираться в Москву тяжело. Исполнявший обязанности начальника отделения Павел Алексеевич Иванов удивился, обрадовался: «Это не розыгрыш?» и подписал разрешение. Ольга Михайловна с большим воодушевлением ехала в Москву, в театр Российской Армии: «Ай, посмотрю‑ка я на Лешку… Был он такой худющий, когда привезли из леса…»
Но встрече не суждено было состояться. Сердце Алексея Петровича не выдержало именно в этот день. Многие заплакали, когда к сидящим в зале обратился ведущий, известный актер Марусев: «Уважаемые товарищи! К большому сожалению, Алексей Петрович… умер».
Мы с Ольгой Михайловной сидели в первом ряду. По сценарию предполагалось, что когда выйдет Маресьев, мы поднимемся на сцену. Я должен был представить Ольгу Михайловну и второй раз за последние пятьдесят девять лет «познакомить» летчика с его спасительницей.
На сцене стоял настоящий самолет: специально из Музея авиации в Монино привезли американский истребитель «Кобра». Цветы, которые предназначались Алексею Маресьеву, Ольга Михайловна оставила на его крыле.
Не скрываю гордости, что наше дело нашло продолжение. Генеральный директор киностудии «Крылья России» Сергей Викулин и исполнительный директор Наталья Губина взялись за тему, по моим рассказам направили операторов, в спокойной обстановке записали рассказ Ольги Михайловны. Кадры этого фильма неоднократно можно было увидеть на канале «Звезда».
Осталось организовать «тропу» Маресьева. Суть моего патриотического предложения в том, чтобы место, где был найден легендарный летчик, было также известно, как село Михайловское, где творил Пушкин, как Байконур, откуда взлетел Гагарин, как Бородино… Место, где нашли лейтенанта Маресьева, должно быть центром военно-патриотического воспитания молодежи, там можно и нужно устраивать всероссийские слеты туристов, следопытов, поисковиков… Ведь еще не найден, не вытащен из болота тот самолет, на котором летал Маресьев.
Ольга Михайловна рассказывала, что сразу после войны из тех болот вытаскивали самолеты. Их было поднято несколько, но… все с летчиками. Болото хорошо сохраняло тела погибших. «Ребятки как сидели в кабинках, так там и оставались. Самолеты поднимали вагами, веревками. И из каждой кабины вытаскивали по одному, а то и по два мальчика… Все они были белые-белые». Ольга Михайловна с такой материнской жалостью говорила о тех героях, что ни разу не назвала их по‑официальному — летчиками, солдатами, военными. Для нее все они оставались мальчиками, ребятками, сынками. Самолета с пустой кабиной поднято не было. Где этот самолет? Вот вам, следопыты, поле для благородной деятельности. Сколько тайн еще не раскрыто? Одно только прикосновение к этим тайнам, только посещение этих святых для нормального человека мест сметает любой налет скабрезности, всякую мишуру примитивного поведения. Человек в таких местах очищается…
Печально, но и Ольга Михайловна умерла весной 2007 года. Свидетелей спасения Маресьева не осталось. Но остались фильмы, документы. Жизнь продолжается.

Анатолий ИВАНОВ, Почетный железнодорожник