Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру

История одной картины

9 мая 2014 года завершился мультимедийный конкурс «Имя Победы». Цель проекта, организованного Российским военно-историческим обществом совместно с ВГТРК и Минкультуры РФ, — выбор открытым голосованием полководца, который, по мнению граждан, внес наибольший вклад в историю военной славы России.
В финал вышло 10 имен. И среди них только два полководца ХХ века, ставшие победителями в самой жестокой и страшной битве всех времен и народов — «маршалы Победы» Жуков и Рокоссовский. Остальные — Дмитрий Донской, Александр Невский, Александр Суворов, Федор Ушаков, Павел Нахимов, Михаил Скобелев, Михаил Кутузов, Алексей Ермолов — не принадлежат к новейшей истории.
Не обсуждая деталей этого конкурса, отмечу лишь следующее: мы не празднуем дат Куликовской битвы и Чесменского сражения, плохо знаем историю Отечественной войны 1812 года, а при слове «война» думаем лишь о самой тяжкой и сокрушительной трагедии, завершившейся 69 лет назад.

Георгий-победоносец


Чем дальше от нас 1945‑й, тем сложнее сохранить для истории имена тех, кому мы обязаны Великой Победой. Но имя маршала Жукова бессмертно. Человек беспримерной храбрости, прошедший Первую и Вторую мировые ­войны, Гражданскую, Халхин-Гол, прожил яркую и долгую жизнь — без малого 78 лет. Он одолевал полчища до зубов вооруженных врагов, не зная страха и поражений. А его самого «помножили на ноль» аппаратные крысы, вообще не нюхавшие пороха. Главный удар они нанесли, использовав… предмет живописи, малоизвестную картину одного советского художника.
Жуков всегда был на коне. В прямом смысле слова. В августе 1915 года 18‑летнего юношу призвали в армию, в конце августа 1916 года, после обучения на кавалерийского унтер-офицера, Жуков попал на фронт. За захват немецкого офицера был награжден Георгиевским крестом 4‑й степени. В октябре того же года, вместе с ранением, получил второй «крест», уже 3‑й степени.
В Гражданскую войну красноармеец Георгий Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против уральских казаков, под Царицыном — с войсками Деникина и Врангеля. За участие в подавлении Антоновского восстания был награжден в 1922 году орденом Красного Знамени с формулировкой: «в бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 г., несмотря на атаки противника силой 1500‑2000 сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду». Понятно, что страх этому человеку был неведом.
Любопытная деталь: в 1925 году, по окончании командирских кавалерийских курсов в Ленинграде, Жуков с двумя другими офицерами решил возвращаться к месту службы в Минск не поездом, а пробегом на лошадях. Маршрут длиной в 963 километра был пройден за 7 суток. Поверьте, делать по 140 километров в сутки на протяжении недели — это очень значительное, выдающееся достижение и для всадника, и для лошади; примеров подобных пробегов без использования подменных лошадей в истории немного.
О дальнейшей военной карьере Жукова все известно. Ни одно имя так часто не упоминается в летописи Великой Отечественной войны, как имя Георгия Константиновича Жукова. Его должности высоки, а дела весомы. Это и самая первая в истории войны наступательная Ельнинская операция, участие в обороне Ленинграда и Москвы, Курская битва, прорыв Ленинградской блокады. В начале 1943 года Жуков стал первым маршалом СССР с начала войны.
Восьмого мая 1945 года Жуков — освободитель Европы — принял от гитлеровского фельдмаршала Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.
24 июня 1945 года на Красной площади был проведен первый Парад Победы. Георгий Константинович вспоминал, как Сталин вызвал его и сказал, что принял решение доверить ему принимать Парад Победы. Жуков отвечал, что по праву принимать парад должен сам Сталин, на что генералиссимус заметил: «Я уже стар принимать парады. Принимайте вы. Вы помоложе».
Для кавалериста Жукова долго не могли подобрать подходящего коня. Лошадь терской породы нашли в кавполку имени Дзержинского. Жеребец Кумир был тщательно осмотрен знатоками, в первую очередь, Буденным. Жуков, несмотря на свое высокое мастерство верховой езды, провел большое количество тренировок, готовясь к самому важному параду в своей жизни.
Посмотрите на это фото. Пятка внизу, ступня параллельна корпусу лошади, руки прижаты к холке, а какая осанка! Эта фотография для любителей и профессионалов верховой езды — икона стиля. Лучше не бывает.

С небес на землю


«Первый звонок» для Жукова, главкома Сухопутных войск и замминистра Вооруженных Сил, прозвенел в 1946‑м. Тогда его, как какого‑нибудь зарвавшегося прапорщика, обвинили в незаконном присвоении трофеев. Сталин, однако, углядел в травле Жукова выгоду для себя и лично сформулировал обвинение: «Присваивал себе разработку операций, к которым не имел никакого отношения». Уж очень высока была популярность маршала в народе, в войсках. Пришла пора опускать высоко летавшего героя на землю.
Члены Политбюро обвинили Жукова в «бонапартизме» за то, что «вывел политотделы из состава Сухопутных войск», а чтобы народу было понятнее, за что бьют их кумира, объяснили, что «вывозил из Германии различное трофейное имущество для своего личного пользования». Интересно, где он мог пользоваться трофейным имуществом, если вся его жизнь была как на ладони? Зарубежной недвижимости у него не было, загородных резиденций тоже. В служебном кабинете, в служебной квартире?
Жукова отослали командовать войсками Одесского, а затем Уральского военного округа, попутно исключив из числа кандидатов в члены ЦК ВКП(б). «Порка» продолжалась практически до самой смерти Сталина — лишь в конце 1952 года Жуков вновь избран кандидатом в члены ЦК.
Естественно, мимо такой фигуры не мог пройти и Хрущев. Возвращенного из опалы Жукова Хрущев и Маленков привлекли в качестве участника ареста Берии. В 1954 году Жукову было поручено подготовить и провести учения с применением атомного оружия на Тоцком полигоне. В феврале 1955 года Жуков назначен министром обороны СССР. В 1956 году брошен на «подавление венгерского фашистского мятежа». По итогам этой операции в конце 1956 года он стал уже четырежды Героем Советского Союза. Чаша терпения завистников вновь была переполнена.

Троянский конь


В 1946 году народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, дважды лауреат Госпремии СССР, доктор искусствоведения Василий Николаевич Яковлев, не встречаясь с Жуковым и не ставя его в известность, написал картину «Георгий Победоносец». По этой работе, кстати, легко представить степень преклонения советских людей перед личностью великого командира.
Георгий Победоносец. Картина В. Яковлева, 1946 г.

О существовании этого полотна Жуков не знал, а узнал, когда было уже поздно. Ему показали картину как бы между делом в 1957‑м, в августе или сентябре. Жуков посмотрел, картина ему понравилась. Безо всяких задних мыслей он велел сдать ее в Музей Советской Армии.
В октябре 1957 года Жуков увидел эту картину вновь: она была выставлена в Кремле на всеобщее обозрение на Пленуме ЦК КПСС. На этом партийном форуме маршалу уже второй раз в жизни вменили в вину наполеоновские амбиции.
Атаку против Жукова начал секретарь ЦК Михаил Суслов: «Жуков потерял элементарное чувство скромности… Министр поручил купить и в целях, видимо, личной рекламы поставить в Музей Советской Армии написанную одним подхалимом-художником картину, представляющую такой вид: общий фон — горящий Берлин и Бранденбургские ворота, на этом фоне вздыбленный белый конь топчет знамена побежденных государств, а на коне величественно восседает тов. Жуков. Картина очень похожа на известную икону «Георгий Победоносец». Нет ни грана марксизма-ленинизма в самой мысли или, лучше сказать, в самой бессмыслице, допускающей возможность проявления в нашей советской действительности, в стране победившего социализма такой ситуации, при которой генерал на белом коне спасает страну. Это же чепуха и клевета на советскую действительность».
При этом Суслова не смущало, что в учреждениях, школах и детсадах висели портреты членов Политбюро, в том числе и его, Суслова.
Затем, по стенограмме, подключилась известная женщина-политик Екатерина Фурцева, а продолжил разгром заместитель (!) Жукова Василий Чуйков, который от волнения говорил то, что думал: «Вас, товарищ Жуков, партия и правительство наградили одновременно Золотой Звездой и орденом Ленина, а мы знаем, что три Золотые Звезды — это бюст во Дворце Советов». У Жукова к этому времени было уже четыре звезды Героя и столько же орденов Ленина. Вот она, зависть!
Потом картину долго возили по разным московским партактивам в подтверждение того, как зазнался «маршал Победы». В конечном итоге ее убрали с глаз долой — сначала в Музей Великой Отечественной войны, в 1989 году передали в Третьяковку.

Пятнадцать суток


Жукова предали все, ему не помог даже Рокоссовский, его одногодка и сослуживец с 1930 года, ближе которого вроде бы и не было. Тоже «маршал Победы», дважды Герой Советского Союза. Кстати, их вместе изобразил художник Сергей Присекин на картине, написанной в 1989 году. Если бы такая картина появилась тогда, в пятидесятых, то обвинений против Жукова, наверно, прибавилось.
Впрочем, Рокоссовский был единственным из всех выступавших на Пленуме, кто не выдвинул против Жукова обвинений, даже размазал его «вину»: «И я считаю себя в известной степени виновным. И многие из нас, находящиеся на руководящих постах, должны чувствовать за собой эту вину. Товарищ Жуков проводил неправильную линию… и нашей обязанностью было, как членов партии, своевременно обратить на это внимание… Я краснею, мне стыдно и больно за то, что своевременно этого не сделал и я…»
Постановлением Пленума Жукова вывели из ЦК КПСС; указом Президиума Верховного Совета СССР он был освобожден от должности министра обороны СССР.
После такого решения Жуков встал и вышел из зала. Позже маршал рассказывал о своем состоянии в те дни: «Я вернулся после этого домой и твердо решил не потерять себя, не сломаться, не раскиснуть, не утратить силу воли, как бы не было тяжело. Что мне помогло? Я поступил так. Принял снотворное. Проспал несколько часов. Поднялся. Поел. Принял снотворное. Опять заснул. Снова проснулся, снова принял снотворное, снова заснул… Так продолжалось пятнадцать суток, которые я проспал с короткими перерывами. И я как‑то пережил все то, о чем бы я думал, с чем внутренне спорил бы, что переживал бы в бодрствующем состоянии, все это я пережил, видимо во сне. Спорил и доказывал, и огорчался — все во сне. А потом, когда прошли эти пятнадцать суток, поехал на рыбалку… Так я пережил этот тяжелый момент».

Вера ФЕОКТИСТОВА