Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге

Близок локоть

С присоединением Крыма туристические возможности россиян должны были бы расшириться. Ведь Крым — это пляжи, горы, пещеры, множество интереснейших мест с богатейшей историей. Но каждого, кто задумывается над поездкой в Крым, одолевают смутные сомнения.
Раньше поехать отдыхать в Крым можно было любым видом транспорта: поездом, автомобилем, самолетом. А ныне из‑за не совсем предсказуемых реакций украинской стороны для посещения полуострова туристам остается лишь авиация и не слишком прямой путь через Керченский пролив.
До последнего времени из городов России в направлении Симферополя осуществлялось более 130 авиарейсов в неделю. При этом на долю авиаторов приходилось 20‑25 % туристов — большинство все‑таки выбирало поезд. Теперь, чтобы «подхватить» тот пассажиропоток, который перевозили железнодорожники, придется увеличить количество авиарейсов как минимум в 4‑5 раз. Это, конечно, потребует определенного напряжения сил и средств со стороны авиакомпаний, а также развития аэропортовой инфраструктуры полуострова. Но одно дело — пассажиры, и совсем другое — грузы, которые самолетом не перевезешь.
Как известно, правительством принято решение строить мост через Керченский пролив. Будучи совмещенным автомобильно-железнодорожным, он позволит ликвидировать возникший транспортный вакуум в сообщении России с Крымом. Решение принято, а существует ли обоснование возможности такой стройки?
Идея моста через Керченский пролив жива уже не первый год. Впервые о ней всерьез задумались англичане, вдохновленные успешной постройкой Индоевропейского телеграфа. В начале XX века идеей строительства моста интересовался Николай II. Помешала Первая мировая война.
Следующую попытку предприняли немецкие оккупанты во время своего пребывания на полуострове. И даже завезли кое‑какие материалы для этого. Только мост им построить не было суждено. После освобождения Крыма за них это сделали советские строители. Впрочем, соединить два берега немцам все же удалось, и дорогу через Керченский пролив они построили. Канатную. Летом и осенью 1943 года с ее помощью ежедневно перебрасывалось до 800 тонн груза.
При освобождении Крыма на берегу Керченского пролива обнаружили большие запасы металлоконструкций и оборудования, завезенного немцами и оставленного при отступлении. Грех было не воспользоваться таким богатством. Первая свая была забита 24 апреля 1944 года, а 3 ноября по мосту уже прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. В феврале1945 года по мосту проследовал поезд советской делегации, возвращавшейся с Ялтинской конференции.
А через несколько дней мощный ледоход из Азовского моря снес часть опор — 15 промежуточных пролетов рухнули в воду. Пострадавших не было. Репрессированных в связи с этим событием — тоже. Сталин вник в ситуацию, никого наказывать не стал. Но и мост решил не восстанавливать. Его заменила паромная переправа.
Сохранились технические данные разрушенного моста. Полную его длину образовали 115 однотипных 27‑метровых пролетов и поворачивающееся на средней опоре 110‑метровое пролетное строение двойного отверстия над фарватером крупных судов, а также эстакады и каменные дамбы у берегов.
Строительные работы осуществлялись на основе невиданной для того времени механизации: 35 передвижных электростанций мощностью от 4 до 300 кВт, 23 копра, 6 подъемных кранов на железнодорожном и автомобильном ходу, плавучий 45‑тонный кран, 10 экскаваторов, 21 электросварочный агрегат, 230 грузовых автомашин, 10 паровозов, 10 водолазных станций, 3 передвижных механических мастерских на железнодорожном ходу, 8 самоходных судов. Общее число строителей в ходе работ менялось от 7 до 11,5 тыс. человек. Всего было забито более 2340 свай. Постройка опор под разводные пролеты заняла 3 месяца, из которых почти месяц в связи со штормом работы не велись.
В строительстве принимал участие известный архитектор Борис Надежин. К счастью, он оказался еще и писателем, оставившим после себя замечательные книги. В «Архитектуре мостов» он рассказывает про керченское строительство: «Начинаясь от Чушки километровой каменной дамбой, мост протянулся через пролив и выходил на низменный берег Еникальского полуострова между мысом Опасное и поселком Жуковка. Вдоль намеченной трассы мостового перехода в проливе забивали под основные опоры кусты тридцатиметровых свай. Пустотелые металлические сваи высотой 15 метров удлинялись книзу сплоченными по три и по четыре деревянными брусьями, полностью погружаемыми в поддонный грунт. Пустоты верхних частей заполняли бетоном. Строительство шло в разных местах. На монтажно-строительном полигоне в Капканах собирали пролетные строения… В перевернутом положении, как изготовлялись, фермы на платформах подвозили к берегу для спуска по пирсам на причал, где между специально оборудованными башнями их перевертывали и опускали на баржу в нормальном положении. Рамные надстройки основных опор изготовляли на другом полигоне, вблизи Жуковки, и на катамаране из двух спаренных самоходных понтонов, прозванном «гитара», доставляли на свайные основания. Конструированием всех типов опор руководил инженер К. С. Силин. Он же придумал и разработал гигантские портальные копры для забивки свай. Высоко поднятые над морем по линии строительства, они виднелись издалека. Вдоль крымского берега, мысов, бухт и поселков, на Чушке, Кордоне, вплоть до далекой Тамани распределились участки работ и подразделения мостостроителей, но главные сосредоточены на проливе вдоль трассы мостового перехода. Флот многочисленных разно­образных судов по утрам доставлял строителей к месту работы на опорах, которых вместе с дополнительными в промежутках было 238!»
Дальнейшая судьба сооружения описана в работе старшего научного сотрудника отдела истории войны Керченского историко-культурного заповедника Л. Венедиктова: «Так как мост не имел ледорезов, северо-восточным ветром из Азова в пролив нагнало лед, который 18 февраля 1945 года разрушил 32 опоры. К 20 февраля было повреждено 42 опоры. Сохранилось 73 опоры, эстакада и земляная дамба. Восстанавливать мост не стали. Остатки опор мешали судовому движению многие годы. Еще в 1968 году продолжалась ликвидация в районе Керчь-Еникальского судоходного канала сохранившихся остатков опор».
Возможно ли в этих местах построить мост, который не сгинет при первом разгуле стихии? Ведь этот проект станет не только транспортной связью между Россией и ее очередным анклавом, но даст возможность в будущем возродить Великий шелковый путь.
Три года назад, когда никто и предположить не мог, что Крым станет российским, о таком проекте шла речь на научной конференции «Экологическая напряженность восточной части приморских районов Керченского полуострова».
Выступившая на форуме сотрудник кафедры «Экологии и окружающей среды» Керченского экономико-гуманитарного института им. Вернадского Наталья Сытник рассказала: «Расчетная сейсмичность керченского региона 8‑9 баллов. Суровые зимы наблюдаются в этом регионе раз в пять лет. Средняя мощность ледового покрова составляет 30 см, максимальная 64 см. Скорость ветра раз в году достигает 25 м / с, один раз в 50 лет — 32 м / с. Мощные девятибалльные штормы наблюдаются чаще всего в феврале, марте и ноябре. Для того, чтобы мост выдержал такие перегрузки, его конструкции должны иметь небывалый запас прочности, максимальные масштабы укрепления в грунте. Это делает мост чрезвычайно дорогим и опасным». По ее мнению, предпочтителен проект тоннельного перехода: «Тоннель не зависит от состояния дна Керченского пролива, потому что его можно построить глубже всех илов на глубине 70‑80 метров. Он не зависит и от керченской погоды, второго по значению препятствия для моста. Что очень важно, тоннель не ставит под угрозу и экологию пролива».
Что будет построено — мост или тоннель — пока неизвестно. Очевидно, для принятия решения нужно провести необходимые изыскания. Но если такое сооружение появится, то, возможно, это станет «генеральной репетицией» другого давно ожидаемого строительства — перехода на остров Сахалин.

Федор КУСТОВ