Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира. Да, не развивается обрабатывающая промышленность, инновации топчутся на месте, про нанотехнологии мы уже стали забывать, но реальное экономическое благополучие пока что обеспечивается за счет добывающих отраслей. Поэтому на очереди новые кладовые земли, а следовательно, и транспортные артерии к ним. Ведь никто и никогда не придет работать на ту территорию, куда невозможно попасть.
На всевозможных симпозиумах и совещаниях, посвященных освоению приарктических районов, все чаще вспоминают о проекте «Белкомур».
Проект, задуманный еще царским правительством более века назад, жив и актуален по сей день. И это неспроста. Ведь это проект комплексного развития территорий, входящих в коридор строительства этой железной дороги: Пермского края, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей. Результатом постройки станет раскрытие той базы ресурсов, которая сегодня недоступна.
Итак, обо всем по порядку. В 1895 году Николай II подписал указ о строительстве железной дороги от Перми до Котласа на Северной Двине.
Строился Транссиб, затраты на него легли тяжким бременем на российскую казну. Параллельно выкупались частные железные дороги. Зачем же понадобилась еще одна капиталоемкая линия? Считается, что таким образом тогдашние олигархи пытались отвести от центральных областей России сибирскую пшеницу. Можете не улыбаться: тогда пшеница — это как сегодня нефть. Пока Транссиба не было, весь хлеб был заперт в местах произрастания, из-за чего удавалось держать высокие цены на него в центре страны. Хлебные воротилы, тогдашние олигархи, заволновались — никому не хотелось, чтобы его повезли с востока вагонами.
Целью дороги Пермь — Котлас было отвезти сибирский хлеб подальше на север, к Архангельску. А чтобы его повезли туда, а не прямиком в Москву, придумали «челябинский хлебный перелом» — заградительный тариф, ставящий под вопрос саму хлебную торговлю Сибири с Центром.
Цена версты Пермь-Котласской железной дороги достигла 50 тыс. руб. Столько тогда стоил приличный городской каменный особняк, каких в Перми было всего несколько десятков. Протяженность железной дороги Пермь — Котлас — свыше 800 верст. Выходит, за эти деньги можно было отстроить несколько губернских городов.
К 1899 году дорогу построили. Но выяснилось, что одной железнодорожной линии мало. Лишь 5% сибирского хлеба дошло до Архангельска и ушло на экспорт. «Предприятие недоделано. Экспорт оказался невыгодным и неудобным. Главное препятствие — «отсутствие всяких складов в Архангельске и наличие лишь жалких в Котласе», — писали губернские газеты спустя 10 лет после ввода дороги в эксплуатацию.
Но к тому времени строительство Транссиба было завершено, хлебные потоки устремились по нему на восток. Отменили «перелом», забыли и о «недоделанном предприятии».
В XX веке недостаток коммуникаций на севере не дал забыть о себе. К середине века были построены участки Архангельск — Карпогоры и Вендинга — Микунь общей протяженностью около 440 км. Однако с развалом ГУЛАГа работы прекратились. Возобновились они лишь в 1996 году под флагом проекта «Белкомур». Но кризис 1998 года снова остановил проект.
В «нулевые» годы по инициативе регионов была подготовлена комплексная программа инфраструктурного и промышленного развития Коми, Пермского края и Архангельской области, основой которой стала железнодорожная магистраль Пермь (Соликамск) — Сыктывкар — Архангельск. И снова — кризис, остановка.
В 2012 году на заседании рабочей группы ОАО «РЖД» по проекту «Белкомур» были окончательно согласованы основные технические параметры, определен прогноз грузовой базы, а также принципы взаимодействия сторон при реализации проекта. Его оценка тогда установилась на уровне 175 млрд руб., в том числе 140 млрд — на новое строительство и 35 млрд руб. — на реконструкцию существующих веток.
Пропускная способность магистрали рассчитана на уровне 35 млн т в год. В структуре грузопотока больше половины будет приходиться на уголь. Также предполагается возить химические и минеральные удобрения, нефтепродукты, лесные, экспортные грузы, следующие
из стран Северной Европы в Россию и транзитом в страны Юго-Восточной Азии. Но проект снова утонул в межведомственных согласованиях и проработках. Конкретных решений по-прежнему нет.
Сейчас, чтобы доехать из Архангельска в Пермь по железной дороге, надо провести в пути уйму времени. Прямых поездов нет, предлагаются маршруты через Москву, Вологду. «Стыковка» занимает от 5 до 20 часов, общее время в пути варьируется от 36 до 65 часов. Сколько же идут грузы?
Очевидно, что при отсутствии спрямляющей магистрали трудно говорить об оптимальных ценах на перевозимую продукцию. Поэтому, если делается ставка на развитие промышленности в северных районах, неважно, добывающей или обрабатывающей, без железной дороги в этих краях нельзя никак.

Елена ЛАПИНА