Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге

Так полетим

У России новое приобретение — Крым. Из рассуждений экономистов и политологов в этой связи уже стало ясно, что в ближайших планах у нас не модернизация Транссиба и не мост на Сахалин, а куда менее радостные перспективы: все, что было намечено на год нынешний или следующий, откатывается в более дальние дали. Но намеченное на более отдаленную перспективу остается, ибо никто не лишает нас возможности думать, пробовать, экспериментировать.

Сегодня российский авиапром в тупике. Отлетали свое старые модели, созданные в «золотой век» нашей авиации, а то, что было спроектировано на их основе, широкого развития не получило. Мы основательно пересели на зарубежный авиапарк, но, как оказалось, полная зависимость от импорта — явление опасное и вредное.
Изменения политического расклада получают мгновенное отражение в экономической сфере. В нашем глобальном мире достаточно легкого недопонимания, чтобы остаться без запчастей и без техподдержки. Поэтому, если хочется летать, надо все равно придумывать, изобретать что-то свое, тем более, что для этого есть и кадры, и опыт, и производственная база.
Mировой рынок воздушных перевозок постоянно развивается, меняются и самолеты, которые его обслуживают. Наиболее заметны изменения в технологическом развитии: улучшенная аэродинамика и новые двигатели сокращают расход топлива, композиционные материалы уменьшают конструкционную массу. Однако все эти изменения, по большому счету, вторичны. Гораздо важнее целеполагание: для чего создается самолет.
Исторически сложились два больших класса магистральных пассажирских самолетов: узкофюзеляжные и широкофюзеляжные. При этом первые занимают ниши ближних и среднемагистральных перевозок, а вторые имеют большую дальность полета. Но в последние годы в мире все чаще происходит так, что небольшие самолеты имеют плечи в 4000 км, а громадный А380 нередко ставят на маршруты дальностью чуть больше тысячи километров
Но ведь самолеты строились совсем по другим критериям: была уверенность, что малые дистанции закроет самолет вместимостью 120-150 кресел, а «монстры» на 700 мест будут совершать трансокеанские перелеты. В реальности — ни экономичности, ни комфорта. Пассажиры какого-нибудь Ту-204 проводят в полете несколько мучительных часов, а пассажиры комфортабельного аэробуса летят, как в стихотворении у Сергея Михалкова — «не успел двух слов сказать, смотришь — надо вылезать». Единственным примером отечественного широкофюзеляжного среднемагистрального самолета был Ил-86, который прекрасно вписался в тогдашнюю маршрутную сеть страны. Но этот самолет, к сожалению, уже не выпускается и не летает.
Задача, которая стоит перед авиаинженерами — повторить его успех, но на базе современных достижений в двигателестроении, конструировании, материаловедении. Так появился проект широкофюзеляжного самолета «Фрегат Экоджет», оптимизированного для ближне- и среднемагистральных маршрутов.
Принципиальное отличие «Фрегата» от привычных нам самолетов — фюзеляж с поперечным сечением в виде горизонтального эллипса, благодаря чему в экономклассе возможна установка 12 кресел в ряд с тремя проходами (по схеме 2-3-3-2). Схема очень близка к «летающему крылу», когда переход между крылом и фюзеляжем максимально сглажен.
«Идея хорошая, хотя не новая и не бесспорная. Но подобных не одна и не две. Скажем, американцы сейчас серьезно прорабатывают компоновку «летающее крыло» и уже строят летную модель воздушного судна, сконструированного по этому принципу. Вообще, в рамках традиционных схем и компоновок уже трудно получить сколь-нибудь значимое увеличение аэродинамического качества и любые попытки выйти из этих традиционных рамок могут только приветствоваться», — говорит генеральный директор ГосНИИГА Василий Шапкин.
Вместимость в одноклассной компоновке составит до 400, в двухклассной — до 350 пассажиров. Ожидается, что эксплуатационные расходы «Фрегата» при полетах дальностью 3-4 тыс. км будут на 20-30% меньше по сравнению с находящимися сегодня в эксплуатации самолетами такой же вместимости. Самолет будет на 30% короче и на 80 тонн легче, чем Ил-86. Новым элементом концепции «Фрегат Экоджет» является также использованием пола пассажирской кабины в качестве элемента конструктивно-силовой схемы для восприятия избыточного давления.
Согласно исследованию IATA Consulting, потенциальный спрос на самолеты этого типа составляет около 600 единиц до 2030 г. Поэтому здесь очень важно быть первыми — ведь Airbus или Boeing, если такой самолет будет включен в их производственные программы с долей в 15-20%, сумеют насытить рынок за 5-7 лет.
Сейчас над «Фрегатом» активно работают специалисты Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского. По их мнению, успех этого проекта зависит от внедрения индустриальных методов производства композитных конструкций. В дальнейшем эти технологии окажут судьбоносное влияние на всю авиацию, какое в свое время оказал переход от дерева к алюминию в качестве основного конструкционного материала.
Интересно, что развитие проекта «Фрегат Экоджет» идет в России без господдержки. Его главный «двигатель» — ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум», одна из первых в России компаний, специализирующихся на управлении проектами в области гражданской авиации и авиационной промышленности. В состав консорциума входят КБ им. Туполева, «Аэрофлот» и группа инвестиционных компаний. Ранее «Росавиаконсорциумом» уже были успешно реализованы проекты в создании грузовой версии Ту-204-100С, укороченной версии Ту-204-300.
Современный авиапром — это глубокая технологическая и производственная кооперация. Такие гиганты авиаиндустрии, как Airbus и Boeing, давно уже отдали на аутсорсинг производство всех агрегатов и узлов самолета, оставив за собой лишь разработку и финальную сборку. Но «Росавиаконсорциум» решил пойти еще дальше: за собой компания хочет оставить лишь роль координатора проекта, разработчика и держателя сертификата типа.
Сегодня «Росавиаконсорциум» решает несколько основных задач: создание самолета в электронном виде, проведение глобального маркетингового исследования, создание схемы производственной кооперации, подготовка экономической модели использования самолета в авиакомпаниях различной специализации. В дальнейшем предстоят переговоры с участниками кооперационной цепочки с предоставлением гарантий стабильности, фиксированных сроков и прозрачных цен от каждого участника.
Имея на руках проект самолета с вариантами комплектации по требованию заказчика, гарантированную схему производственной кооперации и экономическое обоснование эффективности эксплуатации, можно искать заказчиков. Необходимо найти несколько стартовых авиакомпаний, которые согласятся купить такой необычный самолет, существующий только в электронном виде. Хотя мировой опыт показывает, что авиакомпании уже давно привыкли приобретать самолеты «заочно». Конечно, никто не гарантирует, что проект состоится, но первым всегда быть тяжело. В случае успеха у всего российского авиапрома появится шанс отыграть те потери, которые он понес в последнее десятилетие.

Вадим БЫСТРОВ