Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру

Железное притяжение

Железные дороги, появившиеся в первой половине XIX века, казалось  бы, со временем должны утратить свою привлекательность.

Развитие автомобильных дорог и авиации шло такими опережающими темпами, что железные дороги с их консерватизмом давно должны были стать аутсайдерами. Но только не в России. Нашим автомобильным дорогам и авиации не заменить стальные магистрали. Слишком уж большая страна, тяжелы грузы, велики транспортные плечи.
А в Америке? Сеть аэропортов там просто циклопическая, про автодороги и говорить не приходится — все необходимое можно перевезти и без железных дорог. Так?
Нет, не так. И Америке, оказывается, ее железные дороги нужны с каждым годом все больше и больше. Сейчас там наблюдается настоящая железнодорожная лихорадка, как будто железные дороги появились вчера, а не двумя веками ранее. «Благодаря изменению технологий, росту цен на дизельное топливо и улучшению скорости поставок все большее количество грузов перемещается с автострад на железные дороги: поездам требуется всего один галлон топлива, чтобы перевезти тонну товаров на расстояние 500 миль. С 2009 года цена акций компании Union Pacific поднялась на 350 %, у конкурентов — Kansas City Southern и Canadian Pacific — стоимость акций удвоилась. На фоне этого покупка Уорреном Баффетом четыре года назад конкурирующей компании Burlington Northern за $ 34 млрд становится похожей на великое ограбление поезда: сегодня она стоит около $ 65 млрд», — сообщает Forbes.
Еще несколько лет назад мы твердо знали, что железные дороги Америки функционируют скорее по инерции, новых линий не строится, степень износа подвижного состава не сильно отличается от нашей, грузонапряженность линий намного меньше, на высокоскоростное движение за океаном не претендуют. Складывалось ощущение, что «железка» просто доживает там свой век.
Но с 2009 года началось движение по восходящей: доходы пошли в рост, грузов с каждым годом становилось все больше. Прогноз на ближайшие два десятилетия обещает устойчивый рост погрузки свыше одного процента ежегодно. В отрасль, которая ничего не берет из бюджета, пошли частные инвестиции — в инфраструктуру, подвижной состав, на совершенствование систем управления, безопасности, контроля.
В то время как автомобильные дороги Америки получают ежегодно по $ 40 млрд федеральных субсидий, вложения частных инвесторов в железные дороги имеют сопоставимый порядок и продолжают расти. Наверное, та же мечта греет и наших реформаторов-железнодорожников, но инвестиционный климат, увы, совершенно иной.
Рост привлекательности железных дорог США аналитики связывают с ростом нефтедобычи и разведкой новых месторождений. Энергетический бум благотворно сказался на железных дорогах, особенно в тех случаях, когда нефтяные залежи находятся в местах, обойденных нефтепроводами.
Только сеть железных дорог BNSF (вторая по величине после Union Pacific) перевозит около 80 тысяч тонн нефти в день. «Мы идем к тому, чтобы наши железные дороги перевозили 1 млн баррелей (135 тысяч тонн — ред.) в день. Мы переживаем такой рост, какого я никогда не встречал за все время своей работы», — цитирует Forbes председателя правления BNSF Матта Роуза.
При этом никто не умаляет рисков от бурного развития нефтеперевозок. Прошлый год отмечен катастрофой, которая, хоть и случилась не в США, а в Канаде, послужила хорошим уроком для всех перевозчиков. Речь идет о крушении поезда 6 июля 2013 года в канадской провинции Квебек под городом Ляк-Межантик. Перевозивший нефть поезд компании Montreal Main&Atlantic Railway сошел с рельсов, в результате чего погибло полсотни человек, часть города была уничтожена, в почву и водоемы попали сотни тонн нефти.
Статистики говорят, что на железных дорогах риск катастрофы в четыре раза выше, чем на нефтепроводах. Одной из мер, предпринятых Национальным комитетом безопасности на транспорте, стало требование замены или переоборудования около ста тысяч цистерн. И, как следствие, приток инвестиций в вагоностроение не заставил себя ждать.
Не стоит на месте и локомотивостроение. «Новое поколение железнодорожных перевозок формируется в сияющем белом здании в Форте-Уорт, штат Техас. Здесь разместилось производство GE Transportation, «дочки» General Electric. Каждую неделю отсюда выходят 4 новых локомотива (на второй квартал запланировано довести выпуск до пяти). Двенадцатицилиндровые двигатели привозят сюда с завода GE в Гроув-сити, Пенсильвания, генераторы — с фабрики в Эри, а комбинированные тяговые двигатели — с предприятия GE в Мехико. Эти 220‑тонные электростанции на колесах выглядят величественно. Кроме того, локомотивы GE, также, как и их конкуренты, выпускаемые Caterpillar, Siemens и Bombardier, умны: они напичканы 250 сенсорами и двумя десятками микропроцессоров. Анализируя огромные массивы информации, GE помогает железным дорогам и их клиентам увеличивать производительность, уменьшать потребление горючего, минимизировать простои и даже предсказывать поломки», — пишет Forbes.
Вообще автоматика способна серьезно улучшить экономичность железнодорожных перевозок. Что лучше — проезжать светофоры на зеленый свет или от души тормозить на красный, а затем снова разгоняться и снова тормозить? Конечно, лучше просто ехать. С помощью GPS местоположение локомотива определяется с точностью до метра, а умная автоматика «предлагает» машинистам двигаться с такой скоростью, чтобы подъехать к светофору с разрешающим сигналом, избегая ненужных остановок.
Как сообщают в GE, такая ресурсосберегающая технология управления поездом позволяет экономить от 3 % до 17 % топлива, в зависимости от типа поезда и реальных условий. Оснащенные системой Trip Optimizer локомотивы уже прошли путь в 100 млн миль, сэкономив при этом почти 100 млн литров дизельного топлива.
Новая линейка локомотивов GE предполагает работу на сжиженном природном газе (СПГ). Экономия топливных затрат по сравнению с дизельными локомотивами — до 50 %. Иначе не выдержать конкуренции с переходящими на более дешевый природный газ грузовыми автопарками. Причем СПГ отводится поистине революционная роль. «Если технология использования сжиженного природного газа будет такой, как мы предполагаем, и все грузовые локомотивы в стране будут ее использовать, то природный газ станет самой мощной преобразующей силой в железнодорожных перевозках с тех пор, как тепловозы заняли место паровозов», — говорит Лоренцо Симонелли, бывший глава GE Transportation, а ныне исполнительный директор GE Oil&Gas.
В целом, заокеанские тенденции в развитии железных дорог вполне схожи с теми, которые мы наблюдаем у себя в России: новые локомотивы, в том числе работающие на СПГ, новые вагоны, новые системы безопасности. А значит, у железных дорог есть хорошее будущее по обе стороны океана.

Владислав КОНОРОВ