Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена

Дороге повезло

В центре России сейчас редко строятся железные дороги. Самая новая линия в Поволжье открылась в 1980 году. Время показало — была она проложена очень удачно.

Сейчас об этом можно говорить с уверенностью. Прошло, как в сказке, тридцать лет и три года, а потребность в линии Агрыз — Набережные Челны только растет. Даже на фоне общего спада погрузки на железнодорожном транспорте в Поволжье.
Строили 119-километровую линию в годы, когда запад Татарстана делал мощный рывок в развитии промышленности. Начал работать «КамАЗ», росли корпуса предприятий нефтекомплекса в Нижнекамске, чуть южнее — в окрестностях Альметьевска и Лениногорска — развивалась нефтедобыча. Была построена ГЭС в Набережных Челнах. Собственно, по ее плотине и пошел поезд на Агрыз — открылся выход к Южному ходу Горьковской магистрали, тогда еще тепловозному, но уже готовившемуся к электрификации. Потому что было решено, что именно он станет главной грузовой артерией между центром России и Сибирью. Поначалу линия была не особенно мощной: однопутка с короткими парками станций, в расчете на 6-7 пар грузовых поездов в сутки. Построили солидные вокзалы на станциях Алнаши и Терси, но они с самого начала пустовали: пассажиры предпочитали автобус по параллельным шоссейным дорогам. Грузовые перевозки быстро стабилизировались, в них вклинивались два пригородных поезда да пара пассажирских, ходивших не каждый день. Картина резко изменилась пять лет назад.
— На линии стало не хватать пропускных способностей с лета 2009 года, — говорит заместитель начальника Горьковской железной дороги по Ижевскому территориальному управлению Александр Лапшин. — Меняется облик экономики в регионах. Значительный рост произошел на востоке Татарстана, который обслуживают наши соседи — Куйбышевская магистраль. Увеличили выпуск продукции автозаводы в Набережных Челнах и Елабуге, химические заводы Менделеевска, вступили в строй новые производства. В 2005 году в Нижнекамске создано ОАО «Танеко» — мощный комплекс нефтеперерабатывающих предприятий. И мы стали ощущать, что с юга, по линии Набережные Челны — Агрыз, соседи стремятся передать нам больше поездов, чем обычно: не 10-12, а 14-15. Почти все они дальше следовали на север — на Балезино и к северо-западным портам. Но мы предвидели такое развитие событий, наблюдая рост экономики Прикамья. В 2006 году на линии открыли разъезд Мукшур, который поделил пополам самый длинный 34-километровый перегон. Как он пригодился нам! Провели совещание с куйбышевцами, приняли решение организовать встречную езду. Раньше грузовые составы по линии обслуживало только наше депо Агрыз, передавая их соседям на станции Круглое Поле. Сейчас мы обкатали своих машинистов на более длинном плече — непосредственно до Бикляни, и они берут поезда там. И уже одно это позволило увеличить на линии участковую скорость и дополнительно пропускать две пары поездов.
24,1 млн тонн груза перевезли по линии в 2009 году. Спустя год — более 28 млн тонн. А в 2011 — 33 млн тонн. И рост продолжился. Одно только ОАО «Танеко» в 2012 году выпустило 12 млн тонн продукции, и с тех пор наращивает производственные мощности. Рядом с Елабугой развивается особая экономическая зона Алабуга. Уже сейчас пятая часть всех грузов Куйбышевской магистрали отправляется именно из Нижнекамского узла, причем большая часть — на север.
Стык дорог, разумеется, представлял собой некое организационное препятствие, замедляющее движение. Но договориться о том, как организовать работу рационально, удалось легко. С 2013 года линию обслуживают локомотивщики уже не двух магистралей, а только Горьковской. Движение организовано так, что машинисты депо Агрыз сразу же берут все сформированные на станции погрузки Биклянь составы. А Куйбышевская дорога, в свою очередь, сдала на этой станции дом отдыха локомотивных бригад со столовой.
Агрыз — единственное локомотивное депо в европейской России, которое работало с трехсекционными тепловозами. Их было там всего пять. Теперь туда переданы такие локомотивы с восточных дорог, и их число достигло 16. Это позволяет увеличить вес поездов и водить наливные составы значительно большей длины — до 71 условного вагона. Выросла и перевозка пассажиров: сейчас в графике — две пары пригородных, скорый Москва—Круглое Поле и еще пара летних поездов дальнего следования. Общее число поездов по сравнению с проектным утроилось. Однако линия уверенно справлялась с перевозками. Ведь тепловозы позволяли вести состав весом уже не четыре, а 5-6 тыс. тонн.
Уже ставятся новые задачи. Недавнее совещание на Горьковской железной дороге обсудило проект прокладки между станциями Ижбобья на этой линии и Уром на Южном ходу магистрали. Путь позволит большинству поездов, которые следуют на запад, не менять «голову» в Агрызе — не терять время и не загружать эту крупную станцию. Половина поездов, идущих от Набережных Челнов, не нуждаются там в обработке. Потребуется путевое развитие Ижбобьи и Урома с тем, чтобы там можно было пополнять прибывающие поезда. На Горьковской железной дороге уверены, что затем встанет задача прокладки второго пути на перегоне Терси—Мукшур, а затем и по всему участку от Агрыза до Алнашей с его электрификацией.
Впрочем, начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун заметил, что подобные решения «должны приниматься в комплексе, с учетом обстановки на других направлениях, среди них участки Красный Узел—Арзамас, Красный Узел—Канаш, а также запроектированный выход Владимир—Тумская—Рыбное, поскольку вполне возможно, что грузопотоки в западном направлении могут пойти в обход явно перегруженного Московского железнодорожного узла».
Судьбой линии озабочены и южные соседи. На заседании территориального координационного совета по развитию железнодорожного транспорта в минтрансе Республики Татарстан в феврале 2014 года начальник Куйбышевской дороги Сергей Соложенкин рассказал о разработанных инвестиционных проектах. Они предусматривают модернизацию инфраструктуры, обновление локомотивного парка и строительство вторых путей между Набережными Челнами и Алнашами.
Так что линии, поделенной между двумя хозяевами, суждено стать магистральной.

Николай МОРОХИН