Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.

Если с Олимпиадой все более-менее ясно, двух мнений тут быть не может, то с Крымом мнения разделились. Одни говорят, что правильно забрали, а другие беспокоятся, что нарушено международное право и все такое. Тоже вроде как правильно беспокоятся, потому как санкции и лишние расходы. Но давайте попробуем все‑таки разобраться в том, что есть для России Крым, и почему все так случилось.
Крым и Россия — вместе с XVIII века. До этого на полуострове с переменным успехом побывали греки, римляне, гунны, генуэзцы, армяне, золотоордынцы, турки. При Екатерине Великой разворачивается серия русско-турецких войн. Одной из целей России было выйти к Черному морю, без чего дальнейшее экономическое развитие просто казалось немыслимым.
240 лет назад, 10 июля 1774 года, Турция вынуждена была подписать мирный договор, по которому Россия имела право держать на полуострове свои войска, а торговые корабли — свободно плавать по Черному морю. Вероломные турки, подписав договор, тут же высадили у Алушты десятитысячный десант. Навстречу янычарам вышел гренадерский батальон, которым командовал 29‑летний подполковник Михаил Кутузов. Здесь будущий герой Отечественной войны был тяжело ранен, с этого времени носил свою знаменитую черную повязку. Десантников прогнали.
1775 год стал годом создания на Черном море регулярного русского флота. Это период огромной работы и справедливого торжества великих русских полководцев Александра Суворова и Федора Ушакова.
8 апреля 1783 года Екатерина II подписала «Манифест о присоединении полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под державу Российскую». В августе 1783 года сюда прибыл 38‑летний капитан второго ранга Федор Ушаков — императрица издала указ об устройстве на южных рубежах новых укреплений, в том числе большой крепости Севастополь, с адмиралтейством, верфью, портом и поселением. В августе 1785 года в Севастопольскую бухту уже вошел 66‑пушечный линейный корабль «Святой Павел».
Спустя два года, в 1787‑м, Турция объявила России войну. Вскоре произошла и первая большая баталия. Под командованием Ушакова малочисленный русский флот впервые в открытом бою одержал победу над значительно превосходящими силами противника.
За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот привел Турцию «в чрезвычайный страх и ужас». Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над превосходящими силами противника.
Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи…».
Через четыре года русско-турецкая война завершилась четвертой блистательной победой Ушакова у мыса Калиакрия. Один из сильнейших по тем временам турецкий флот был полностью уничтожен, и 29 декабря 1791 года в Яссах турки подписали мирный договор. Российское государство «твердою ногою встало на завоеванных им берегах Черного моря».
Еще в начале войны Федор Ушаков принял руководство над портом и городом Севастополем. В мирное время он организовал здесь ремонт боевых кораблей, строительство мелких судов, по его распоряжениям и при неустанном личном участии на берегах бухт строились пристани.
Александр Васильевич Суворов в ноябре 1776 года получил назначение в Крым, где принял командование всеми русскими войсками на полуострове. Главной задачей Суворова в Крыму стало недопущение турецкого вторжения, опасность которого к тому времени резко возросла.
В двадцатых числах октября 1778 года А. В. Суворов перенес свою ставку из Бахчисарая в Гезлев (ныне — Евпатория). Суворов был не только блистательным военным, но и талантливым администратором. В тот год случилась эпидемия чумы. Но благодаря строгим карантинным мерам, введенным генералом, Евпатория избежала страшной эпидемии. Русские солдаты отремонтировали в городе все колодцы, фонтаны и бани, на рынках был наведен военный порядок, для въезжающих в город и ввозимых товаров был организован обязательный карантин; жителей принудили выбелить дома и дворы внутри и снаружи.
В XIX веке, под занавес правления Николая I, в мире вновь разгорается противостояние по поводу господства России на территории Крымского полуострова. Накануне Крымской войны впоследствии столь любимый большевистской властью Энгельс в английской прессе обвинял Россию в стремлении захватить Константинополь.
В 1854 году лондонская «Таймс» писала: «Хорошо было бы вернуть Россию к обработке внутренних земель, загнать московитов вглубь лесов и степей». В том же году глава Палаты общин и Либеральной партии лорд Рассел заявлял: «Надо вырвать клыки у медведя… Пока его флот и морской арсенал на Черном море не разрушен, не будет в безопасности Константинополь, не будет мира в Европе».
Атмосферу напряженности хорошо уловил русский поэт Федор Тютчев: «Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется когда‑нибудь с цепи. Этот миг и настал… Это весь Запад пришел выказать свое отрицание России и преградить ей путь в будущее».
Крымская война принесла России множество бед и одновременно дала ей ряд уроков. С одной стороны, России по итогам мирного договора запрещалось иметь флот и арсеналы на Черном море, с другой, правительство начинает пересматривать свою доселе робкую политику в области железнодорожного строительства.
Уже 26 января 1857 года издан Высочайший указ о создании первой сети железных дорог: «Железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения еще за десять лет, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для Империи и сделались потребностью народною, желанием общим, настоятельным. В сем глубоком убеждении, мы вслед за первым прекращением военных действий повелели о средствах к лучшему удовлетворению этой неотложной потребности… обратиться к промышленности частной, как отечественной, так и иностранной… чтобы воспользоваться значительной опытностью, приобретенною при устройстве многих тысяч верст железных дорог на Западе Европы».
После Крымской войны полуостров совершенно изменил свой облик. Был разрушен Севастополь, разграблены селения.
Уменьшилось число жителей в крымских городах: если в 1849 году горожан было около 120 тысяч, то в 1864 году — 85 тысяч. Лишь в 1871 году Россия добилась отмены действовавшего 15 лет запрета держать флот и укрепления в Севастополе.
Но Крым — это не только войны, это еще и огромный пласт русской культуры. Крым — это Пушкин. За три недели, которые поэт провел здесь, он побывал в Керчи, Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае и Симферополе. В одном из писем он мечтал: «Среди моих мрачных сожалений меня прельщает и оживляет одна лишь мысль о том, что когда‑нибудь у меня будет клочок земли в Крыму». Не сбылось, но нам остались прекрасные строки элегий «Увы, зачем она блистает», «Погасло дневное светило», стихотворений «Мне вас не жаль, года весны моей», поэм «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан».
В Феодосии жил и работал великий русский художник Иван Айвазовский. Помимо создания 6 тысяч живописных работ, контр-адмирал Айвазовский открыл в Феодосии на собственные средства школу искусств и галерею, построил новое здание для Феодосийского музея древностей, был инициатором строительства железной дороги Феодосия — Джанкой, оконченной в 1892 году.
В сентябре 1898 года в Ялту приезжает Чехов, остается здесь жить. У него гостили Горький, Бунин, Мамин-Сибиряк, Алексей Толстой, художники Васнецов и Левитан, композитор Рахманинов. За годы ялтинской жизни Чехов написал множество рассказов, пьесу «Вишневый сад».
А помните Ассоль, «Алые паруса»? Писатель-романтик Александр Грин жил в Феодосии, в Старом Крыме. Здесь он написал роман «Золотая цепь» и свой главный шедевр — «Бегущая по волнам».
Максимилиан Волошин после революции жил в Коктебеле. И хотя он больше известен как литератор, под влиянием крымской природы он нарисовал множество акварелей. В годы Гражданской войны поэт и художник пытался умерить вражду, спасая в своем доме преследуемых: сперва красных от белых, затем белых от красных.
В двадцатых годах прошлого века здесь же впервые проявляется талант Сергея Павловича Королева — он самостоятельно проектирует, строит, испытывает планеры «Коктебель» и «Красная звезда».
Космическая тема получила продолжение спустя несколько десятилетий. В 50‑х годах недалеко от Симферополя в поселке Школьное располагался наземный пункт управления первыми искусственными спутниками Земли. Здесь бывали Сергей Королев, Юрий Гагарин, Мстислав Келдыш. Но наибольшую популярность Школьное получило после проведенных здесь испытаний «лунного трактора» — самоходного аппарата «Луноход-1». 17 ноября 1970 года аппарат был доставлен на Луну. Управляли «Луноходом» из поселка Школьное.
Были и черные страницы. Невозможно ничем оправдать безудержный, маниакальный красный террор, который стал фактически местью Крыму лишь за то, что он в силу географических особенностей явился одним из последних оплотов белого движения. Была страшная депортация крымских татар, растянувшаяся фактически на 45 лет — с 1944 по 1989 год.
А еще была героическая оборона Севастополя, Ялтинская конференция и послевоенное восстановление полуострова.
После всего перечисленного принадлежность Крыма Украине выглядит нелогично.
Крым был передан Украине по инициативе Никиты Хрущева в 1954 году. Данное событие до сих пор не имеет однозначной официальной оценки, а в качестве объяснений мотива такого решения руководителя СССР выдвигается множество версий.
Например, есть версии о том, что Хрущев сделал это в честь 300‑летия Переяславской Рады в качестве подарка Украине или из-за любви к украинским песням и традициям. Однако доводы должны иметь более серьезную основу, ведь лучший советчик — необходимость.
В послевоенный период в Крыму царила разруха, в том числе и в сельском хозяйстве. Одной из самых больших хозяйственных трудностей было водоснабжение полуострова пресной водой.
Посетив Крым поздней осенью 1953 года, Хрущев столкнулся с действительностью: ужасными условиями жизни, негодным жильем, нехваткой продовольствия. По возвращении в Москву Хрущев на заседании ЦК КПСС выдвинул идею передать полуостров Украине, которая, напомним, являлась «всесоюзной житницей».
На тот момент такое решение было оправдано. На подъем Крыма из республики были направлены трудовые ресурсы, Крым для Украины стал своего рода «поднятой целиной». За несколько лет было стремительно возрождено эффективное сельское хозяйство, построен оросительно-обводной Северо-Крымский канал, без которого жизнь в Крыму немыслима.
Таким образом были спрямлены хозяйственные связи, потому что до этого требовать от Украины выполнения каких-либо обязанностей в отношении Крыма было нельзя, а вести «ремонт» Крыма в силу его географического положения было больше некому. Принадлежность Крыма никаких проблем не вызывала, пока все жили в единой стране.
Второй «ляп» допустил Ельцин. Президент Украины Леонид Кравчук в одном из интервью вспоминал события 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии занимались разделом Советского Союза: «Мы уже договорились обо всем, стали уже составлять документ, а у меня на душе кошки скребут — а как же быть с Крымом? Вроде Крым и наш, и не то, чтобы совсем наш… Я подошел к Ельцину и говорю: «Борис Николаевич, а вот, как мы с Крымом будем?» А Ельцин в это время, видимо, об этом уже не думал, он больше думал как, наверное, расправиться с Горбачевым, поэтому он махнул рукой и сказал: «Забирай».
Со временем боль от потери Крыма в России притупилась. Украина же вкладываться в развитие полуострова явно не намеревалась. Складывалось ощущение, что для нее он, как старый чемодан — и нести тяжело, и бросить жалко. Жители полуострова чувствовали себя брошенными. А те, чьими ратными трудами Крым был дан России, наверно, в гробах переворачивались.
Сейчас, когда у Украины возникли просто колоссальные политические и экономические трудности, Россия избавила ее от тяжкой и не слишком нужной ноши, бескровно восстановив историческую справедливость. Цари, полководцы могут спать спокойно — не напрасны были их труды.

Игорь АЛЕКСЕЕВ