Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге

ПАНЫ и ПЛАНЫ

В 2014 году должна начаться реализация одного из самых амбициозных проектов по освоению бюджетных средств встающей с колен России — строительство платной Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД).

Отвергнув здравое соображение равномерности развития регионов, власти страны создают еще один мощнейший магнит, притягивающий трудовые и финансовые ресурсы к столице.
21 января Президент России Владимир Путин принял мэра Москвы Сергея Собянина для доклада о состоянии дел в транспортной сфере. По поводу предстоящего строительства немногословный градоначальник отвечал: «В 2014 году должна начаться стройка». А на вопрос президента, в какой стадии находятся работы, сообщил, что «проектная документация практически готова».
Рассказывая в целом о транспортной системе столицы, Собянин сообщил любопытный факт — на московский транспортный узел приходится 60‑80 % пассажиров страны. Наша страна — это 17 млн квадратных километров. Москва с областью до «бетонки» (дорога А-107) по площади — примерно одна двухтысячная часть этого пространства. Полный крах идеи «равномерного развития».
Нужна ли ЦКАД вообще? Вопрос, конечно, интересный, есть здесь свои «за» и «против». Вот только на официальном сайте дороги никаких «против» нет, а есть только «за» — целых 9 аргументов. Немного напрягает апелляция к некогда придуманным транспортным коридорам «Лондон — Нижний Новгород» и «Хельсинки — Нижний Новогород», проходящим через Москву. Проще поверить, что все дороги просто ведут в Москву, ибо так оно и есть. Столица стала потребителем львиной доли продуктовых и промышленных товаров, как производимых в стране, так и ввозимых из-за рубежа.
Что касается пассажиропотоков, то Собянин все оценил верно. Все коммуникации страны завязаны на Москву, особенно воздушные. На втором месте — автомобильные, и где-то рядышком железнодорожные.
Среди других преимуществ ЦКАД сайт дороги называет разгрузку дорожной сети Москвы и области от большегрузного и транзитного транспорта, рационализацию грузораспределения за счет переориентирования транспортников от схемы «от двери — до двери» к схеме, завязанной на логистические комплексы. Организаторы проекта рассчитывают, что «крохи от пирога» смогут собрать примыкающие к Московской области регионы: Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Калужская, Тульская, Смоленская области.
Разгрузить Москву можно было бы гораздо проще и дешевле, отправив министерства и ведомства, к примеру, в Питер, но ведь чиновники не хотят. Не захотели даже перебираться в Новую Москву.
Срок сдачи дороги в эксплуатацию — 2018 год. Пока известно лишь то, что прием заявок на открытый конкурс по строительству и эксплуатации первого участка ЦКАД в декабре 2013 года продлен до 10 апреля 2014 года, а срок их рассмотрения перенесен на 30 апреля 2014 года — правительству потребовался технический и ценовой аудит проекта.
Им будет заниматься российское подразделение французской компании Setec «Сетек Инжиниринг», ранее консультировавшей строительство трассы Москва — Санкт-Петербург.
Параметры ЦКАД впечатляют (см. таблицу). Однако совершенно непонятно, отчего столь необходимая дорога должна быть платной. Чтобы строить платные дороги, нужно сначала соорудить бесплатные — именно такова правовая основа платных дорог. А Россия, именно Россия, а не СССР, не построила ничего. Вся дорожная сеть — наследие социализма. Но это чрезвычайно скромная сеть, удовлетворяющая условиям автомобильного движения образца 50‑70‑х годов прошлого века. Понятно, что она едва справляется с многократно увеличившимися нагрузками. Ведь выросло не только количество автомобилей, увеличились скорости, нагрузки от осей на дорожное покрытие.
Очевидно, чтобы развязать себе руки в части строительства платных дорог, государство просто обязано создать сеть бесплатных, отвечающих характеру и потребностям современного автомобильного движения. Ничего этого не сделано.
Второй вопрос — в чем причина невиданного пафоса и многолетних проволочек при строительстве? Разговоры о платной магистрали Москва—Санкт-Петербург велись еще в начале «нулевых», сейчас только начинают строиться отдельные участки, ни один из них еще не готов. А ведь уже вся дорога, согласно первоначальным планам, должна быть построена.
Отчего бы молча, безо всякой газетной шумихи, в короткие сроки не построить все эти дороги — платные и бесплатные? Такое ощущение, что проекты затеваются не ради пользы дела, а ради дележки бюджетного пирога. За время бесконечной говорильни и переливания из пустого в порожнее суммы инвестиций вырастают многократно. Но проходят годы, и количество построенных километров, поделенное на количество истекших лет, дает общую картину эффективности той команды, которая сегодня стоит у руля автодорожной отрасли.
Какой же должна быть эта эффективность? В СССР за полвека было построено, грубо говоря, 600 тыс. км дорог — федеральных и общего пользования, то есть порядка 12 тыс. километров в год. В США в XX веке ежегодно строилось 100‑150 тыс. километров дорог. В демократической России счет построенным дорогам идет на километры и десятки километров. Все тонет в бесконечном болоте обсуждений, слушаний, совещаний.
ЦКАД разделили на 5 пусковых комплексов и 10 участков. Пока аудит проходит только первый участок, потом предстоят соответствующие процедуры по еще четырем. Строительство по каждому участку займет, судя по опыту дорожного строительства, несколько лет. Сейчас поверить, что дорога будет готова в 2018 году, невозможно, в новейшей истории России этому просто нет подтверждения. Напрягает и тот факт, что президентской группой по контролю за данным инфраструктурным проектом руководит бывший министр транспорта Игорь Евгеньевич Левитин. Проект строительства платной дороги Москва-Санкт-Петербург пришелся на годы его министерства, и именно этот проект чудовищно вытянулся по срокам.
Понятно, что когда-нибудь ЦКАД будет построена. Во время ее строительства транспортная напряженность в Московском регионе вырастет многократно, ведь строительство будет вестись на участках и без того перегруженных «бетонки» и Большого Московского кольца. А к тому времени, когда оно завершится, перегруженность Москвы грузопотоками никуда не исчезнет. Ведь у нас на сегодняшний день нет ни одной платной дороги протяженностью в сотни километров, и никто не может сказать, поедет ли большинство «дальнобойщиков» по платным дорогам или будет стоять в пробках, но по-прежнему не платить ничего там, где это еще возможно. Почему-то кажется, что одной из национальных особенностей отечественного грузоперевозчика является любовь ко всему бесплатному. Не исключено, что ЦКАД останется недогруженной, а все остальные магистрали сохранят прежнюю загрузку.
Ничего плохого в платных дорогах нет. Плохо то, что сейчас в России бесплатные дороги не строят вообще. Если бы эти ЦКАДы, КАДы и прочие «ады» росли бы, как грибы, во всех регионах, и те из них, которые оказались дублированными, становились бы платными, что же здесь такого. А когда нет альтернативы или эта альтернатива — никакая не альтернатива, а насмешка? Это как если бы в многоэтажных домах лифты вдруг стали бы делать платными. Не нравится — идите по лестнице. А мы все стенаем — вот раньше же так не было, вот раньше все лифты были бесплатными. Неужели это и есть прогресс? Безусловно, да — для тех, кто кормится вокруг этих проектов. Для пользователей дорог, то есть для всего российского народа, — это дикость.

Леонид БЕРЕЗИН