Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ

Все на борьбу с гравитацией

Старая как мир идея — воздушный шар. Казалось бы, не о чем говорить, но о ней вспомнили в профильном ведомстве — Минпромторге. Дирижаблю, способному перевозить 10 тонн груза, нашлось место в проекте программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013–2025 годы.
«Разработка дирижабля грузоподъемностью 10 тонн и создание опытного образца может обойтись от $20 млн до $100 млн», – говорится в подпрограмме «Наука и технологии».


Впрочем, в Минпромторге о дирижаблях не забывали и ранее. Несколько лет назад была сделана оценка российских потребностей в этих средствах передвижения, имеющих ряд неоспоримых преимуществ: 200‑250 дирижаблей грузоподъемностью от 5 до 200 тонн. Достоинствами этих летательных аппаратов вполне могли бы воспользоваться отдельные отрасли экономики, базирующиеся на распределенных объектах Сибири и Дальнего Востока.
Естественно, могли бы. «Жители Якутии замерзают из-за срыва северного завоза, — сообщил портал Regions.ru в начале ноября. — 17 кораблей с жизненно необходимым грузом вмерзли в лед в сотнях километров от якутских поселков. Доставить его теперь очень проблематично — нужно ждать конца декабря, когда откроется зимник. Тысячи человек оказались в невольной блокаде. В поселках начались волнения — еды в магазинах на всех не хватает». Были бы дирижабли — не было бы проблем. А сейчас что остается делать — завозить уголь на вертолетах?
Оценивая преимущества дирижаблей, невозможно понять, из-за чего же остановилась эволюция этих замечательных аппаратов. Неужели несколько катастроф перевесили огромный потенциал этих воздушных динозавров? Но история авиации тоже написана кровью. Отчего же человечество не прекратило летать совсем?
Возможно, дирижабли просто опередили свое время. В итоге получил развитие транспорт, жестко связанный с созданием чрезвычайно дорогой инфраструктуры: автомобильный, железнодорожный, авиационный. А дирижабли, гидропланы, струнный транспорт ушли в прошлое, как бы став тупиковыми ветвями развития транспорта. Обещавшие экономический эффект, но не сулившие освоения больших финансовых средств, они просто оказались неинтересны чиновникам и лоббистам.
Но вдруг когда-нибудь эти ставшие безжизненными ветви дадут ростки новой жизни? Почему-то верится, что именно так и будет. Ведь создание инфраструктуры связано с землеотводами, и с каждым годом вопросы строительства новых дорог или взлетно-посадочных полос решаются все дольше и труднее или не решаются вовсе. Часто государству приходится прибегать к непопулярным мерам вроде изъятия земель у собственников. Такие решения наносят ущерб не только конституционным основам, но и подрывают международный авторитет страны. Кто же будет инвестировать туда, где в любой момент все могут отнять под предлогом развития транспортной инфраструктуры?
Поэтому чисто правовые трудности строительства новых шоссе, аэропортов и железных дорог одновременно с перегруженностью уже имеющихся способны стать почвой для возрождения хорошо забытого старого — дирижаблей. И очень замечательно, что Минпромторг держит руку на пульсе.
Пожароопасноть дирижаблей давно ушла в прошлое, гелий заменил водород, и практически единственным недостатком дирижаблей на сегодняшний день является их малая скорость. Но зачем нужна скорость, если речи нет о пассажирских перевозках? При доставке грузов важна не скорость, а регулярность — точно по графику, точно в срок. Разве океанские суда, доставляющие контейнеры с грузами из стран АТР в Европу, плывут очень быстро?
А список достоинств дирижаблей просто поражает своей внушительностью. Помимо грузоподъемности и отсутствия необходимости в сколь-нибудь значимой наземной инфраструктуре, они способны оставаться в воздухе неделями, превращаясь по сути в летающие склады. Нет, конечно никто не хочет, чтобы так бездарно растрачивался их ресурс. Просто дирижабль всегда сможет безопасно переждать неблагоприятные метеоусловия или любую неготовность к его приему. К тому же эта способность зависать на месте делает его незаменимым при транспортно-монтажных операциях.
В СССР первый дирижабль был построен еще в 1923 году. Потом даже была создана специальная организация «Дирижаблестрой». Последним аппаратом в нашей стране был «СССР-В12 бис», построенный в 1947 году. В настоящее время в России созданием дирижаблей занимаются лишь две компании: Воздухоплавательный центр «Авгуръ» и компания «Локомоскай». Первая известна своими дирижаблями Au-12 и Au-30, а вторая — благодаря попытке возрождения проекта термоплана.
Термоплан — это грузовой дирижабль с термобалластированием, по грузоподъемности сравнимый с железнодорожным составом. Его проект был разработан выдающимся российским ученым в области аэродинамики академиком Юрием Рыжовым, а глава компании «Локомоскай» Кирилл Лятс в 2005 году решил этот проект реанимировать. Для этого на ульяновском заводе «Авиастар» был арендован цех, однако компании не хватило инвестиционных средств.
В термоплане реализуются несколько способов создания подъемной силы: за счет использования газа легче воздуха (гелия), за счет нагретого воздуха, за счет обтекания аэродинамического профиля, за счет использования винтовых движителей с горизонтально расположенной плоскостью вращения.
Принцип термобалластирования, предложенный академиком Рыжовым, превращает дирижабль из игрушки природы в практичный грузовой транспорт. Представьте, если вес груза компенсируется лишь подъемной силой гелия, то после разгрузки такой летательный аппарат будет очень сложно удержать — он будет стремиться улететь. В то же время, если за счет гелия аппарат компенсирует лишь собственный вес, а вес груза уравнивается подъемной силой разогретого воздуха, то одновременно с разгрузкой можно этот воздух стравливать, что позволит все время поддерживать подъемную силу, равной массе дирижабля.
Будь у нас грузовые дирижабли, не было бы таких ситуаций, как, например, возникшая в связи с перевозкой реактора для Ачинского НПЗ.
Еще одно из применений дирижабля — лесозаготовки. Представляете, насколько проще станет вывозить лес с делянок воздушным способом! Вывоз леса автотранспортом иначе как мучением и издевательством над людьми и техникой и назвать-то нельзя.
Можно использовать летательные аппараты и для участия в разгрузке железнодорожных составов: поднял с платформы контейнер и повез по воздуху к месту назначения.
За Уралом транспортной инфраструктуры практически нет, на Севере вообще нет никаких дорог, нет аэродромов, способных принимать тяжелые самолеты. Неужели дирижабли там не нужны?

Сергей БОГАТИКОВ