Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру

Лёгкие рельсы

Городской транспорт консервативен. Средства транспорта приходят сюда надолго и задерживаются на десятилетия. Кажется, что прогресс остановился. Так ли это?


Обратимся к истории городского транспорта Москвы. Самый старый вид гортранспорта — трамвай — разменял столетие, автобусам до этого рубежа осталось каких-то десять лет, троллейбусы младше еще на десятилетие, метрополитену — самому молодому виду городского транспорта — в нынешнем году исполнилось 78 лет… Постепенно в семейство городских видов транспорта интегрируется электричка, которая раньше считалась сугубо пригородной. А в последние годы все чаще приходится слышать про легкорельсовый транспорт (ЛРТ), который в различных конкурсах и проектах выступает как конкурент для метрополитена и обычного трамвая. Что же представляет из себя ЛРТ?
К середине XX века города Европы уже успели насладиться плодами безудержной автомобилизации. Ликвидация традиционных трамвайных маршрутов в качестве выхода из транспортного коллапса себя исчерпала практически сразу и привела лишь к новому витку автомобилизации.
В 1970-х годах в транспортной литературе появились наименования новых видов городского рельсового транспорта — «преметрополитен», «городская железная дорога», «скоростной трамвай». Они должны были сочетать в себе все достижения рельсовых путей сообщения — высокие скорости и большую перевозочную способность — и быть адаптированными к городской среде.
Конечно, самым быстрым и надежным средством городского транспорта еще долгие годы будет оставаться метрополитен. Но дальнейшее закапывание под землю, то есть строительство и развитие классического метрополитена все чаще оказывается невозможным из-за действия множества факторов, среди которых высокая стоимость и длительное время строительства оказываются далеко не самыми главными. Самое страшное при строительстве метро — промахнуться, промазать. Не в прямом, конечно, смысле. Есть немало примеров, когда станции метро появлялись не там, где это было необходимо, а в стороне от «торных путей» городского населения. В этом случае долгожданное метро оказывалось бесполезным, нагрузка на улично-дорожную сеть продолжала расти, а огромные средства оказывались в буквальном смысле закопанными в землю.
Поэтому поиски велись в направлении столь же быстрых и удобных средств транспорта, как метро, но не таких затратных и значительно более «гибких», допускающих возможность изменения маршрута. Так появилась концепция городских железных дорог с высокой степенью обособленности от автомобильного потока.
Первые линии городских железных дорог появились в городах Германии и США. На основе принципов городской железной дороги в 1978 г. в Эдмонтоне (Канада) была открыта новая система скоростного рельсового транспорта, которая в 1980-х годах получила распространение в Великобритании (Ньюкасл, 1980; Манчестер, 1992), США (Сан-Диего, 1981; Буффало, 1984; Лос-Анджелес, 1991; Сент-Луис, 1993), Мексике (Гвадалахара, 1989). Новый вид транспорта назвали light rail transit — легкорельсовый транспорт.
Новые системы ЛРТ были ориентированы на использование низких платформ, которые органично вписывались в облик городских улиц. В 1990-х годах подвижной состав ЛРТ вышел на региональную железнодорожную сеть. Смешанное пригородно-городское движение вагонов ЛРТ по трамвайной и железнодорожной сети осуществляется в городах Германии (Карлсруэ, Кассель, Саарбрюккен, Хемниц), Франции (Париж), Нидерландов (Гаага).
России достался подарок в виде запоздалой автомобилизации — в 90-е годы о подобных проектах рассуждать при полупустых улицах не имело никакого смысла. Заговорили о них лишь во второй половине «нулевых», когда ситуацию с перемещением большого количества пассажиров не могли спасти уже никакие маршрутные такси. Стало очевидно, что без развития современных высокоэффективных систем городского общественного транспорта российские города, и не только одна Москва, будут с каждым годом нести все более существенные убытки.
В повседневном обиходе термин «легкорельсовый транспорт» еще не имеет популярности, нет даже единого мнения о том, что он собой представляет. Одни эксперты говорят, что скоростной транспорт не может иметь пересечений с автомобильными и пешеходными потоками в одном уровне, по мнению других такие пересечения возможны при наличии приоритета ЛРТ. Кстати, под высокой скоростью в условиях города большинство специалистов понимают маршрутную скорость свыше 24-25 км/ч, и на перегонах между станциями скорость вагона ЛРТ может достигать 80 км/ч. Естественно, что при таких скоростях появляются высокие требования к качеству пути, который сравнивать с обычными трамвайными линиями будет некорректно.
За рубежом таким требованиям удовлетворяют линии ЛРТ с полностью обособленным от обычного трамвайного движения полотном в Лос-Анджелесе, Сакраменто, Эдмонтоне, Денвере, Солт-Лейк-Сити, Сан-Диего, Миннеаполисе. Средняя скорость движения по этим линиям, согласно данным перевозчиков, — 33-44 км/ч. Однако эти линии имеют одноуровневые пересечения с автотранспортными магистралями. Исключение представляет только линия Green в Лос-Анджелесе — там средняя скорость на маршруте достигает 56 км/ч.
Линии без одноуровневых пересечений являются, скорее, исключением из правила: за последние 20 лет в мире построено более 100 линий ЛРТ, и лишь 7 из них не имеют пересечений с улично-дорожной сетью в одном уровне.
К пониманию преимуществ ЛРТ сегодня постепенно приходят и в России. Ведь для большинства крупных городов, которым не суждено дождаться метрополитена, ЛРТ является хорошей альтернативой. Эффективность подтверждена экологичностью, высокими провозными способностями, прогнозируемыми затратами на землеотвод, низким потреблением топливно-энергетических ресурсов в расчете на одного пассажира.
Из предприятий транспортного машиностроения, готовых обепечить перспективные линии ЛРТ подвижным составом, наиболее передовыми являются компании Siemens (поезда COMBINO) и Alstom (поезда CITADIS).
В последние годы в России все чаще говорят о транспортных проектах с использованием ЛРТ. Среди них — проект в Московском регионе под названием «Южная хорда», проект транспортной связи между центром Санкт-Петербурга и аэропортом «Пулково». У таких проектов в России серьезное лобби. В частности, для удобного и быстрого их продвижения уже образован соответствующий научно-исследовательский и проектный институт — НИПИЛРТ. В марте 2013 г. это учреждение получило свидетельство по допуску к работам по подготовке проектной документации объектов капитального строительства. В состав Научно-исследовательского Совета НИПИЛРТ входят представители ведущих профильных предприятий и организаций: ГУП «НИиПИ Генплана г. Москвы», ГУП МО «НИиПИ Градостроительства», ГУП МО «НИИПроект», НИИ городского электрического транспорта, ФГУП «Мосгортранс». Общая площадка дает возможность решать самые сложные вопросы. Надо полагать, что при таких исходных данных реализация проекта ЛРТ в России уже не за горами.


Владислав КОНОРОВ