Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ

Шагающие машины

Войти в историю транспорта, техники можно не построив ни одного автомобиля, поезда, самолета. Но можно сделать так, что о тебе не забудут, даже если твое призвание — чистая наука.

ЧЕБЫШЕВ


Пафнутий Львович Чебышев родом из Калужской губернии. Эта земля, небогатая достопримечальностями, подарила России многих известных людей: художника Прянишникова, архитектора Баженова, адмирала Сенявина, первопроходцев Прончищева и С. И. Челюскина, маршала Жукова, «отца космонавтики» Циолковского. Конечно же, вошла в историю благодаря славным подвигам русских офицеров в 1812 году.
Отец будущего математика также воевал против французов, потом вышел в отставку, поселился в имении. Семья была большая — кавалерийский корнет стал отцом пятерых сыновей и четырех дочерей. Неудивительно, что Пафнутий стремился к уединению. С детства в нем развилось стремление к сооружению всевозможных устройств.
В качестве учителя математики был приглашен Платон Погорельский, считавшийся одним из лучших педагогов Москвы того времени, типичный учитель николаевской эпохи, отличавшийся «суровым обхождением с учениками и пристрастием к карательным мерам». Но он любил математику и умел излагать ее в ясной и доступной форме. Именно он посеял в сознании Чебышева первые семена любви к «царице наук».
В шестнадцать лет Чебышева зачислили студентом философского факультета Московского университета: он не собирался становиться философом — просто в те времена математику читали на философском факультете.
На четвертом курсе за конкурсную работу о вычислении корней уравнений Чебышев получил серебряную медаль. Двадцатилетнего студента оставили при университете для подготовки к профессорскому званию. Он успешно защищает диссертацию на звание магистра и переезжает в Петербург, где получает место адъюнкта в университете и в 1849 году защищает докторскую диссертацию. Ее материалы легли в основу книги «Теория сравнений», которой становится одним из самых серьезных руководств по теории чисел.
Молодой профессор получил широкую известность — ему присвоили звание академика в Петербурге и Париже. В достаточно консервативной науке ему удается добиться результатов, которые ставят его в один ряд с Эйлером, Лагранжем, Гауссом. В математике навсегда остались законы Чебышева, многочлены Чебышева, формулы Чебышева, функции Чебышева, неравенства Чебышева.
Сорок два года Чебышев проработал в Академии наук, умножая ее славу. В течение тридцати пяти лет он возглавлял кафедру математики в Петербургском университете, создал одну из самых значительных мировых математических школ. Многочисленные ученики Чебышева распространили идеи своего учителя по всей России и далеко за ее пределами.
Осенью 1852 года на многих мануфактурах Франции видели молодого русского, который проявлял особый интерес к работе машин и механизмов. О коммерческой тайне и промышленном шпионаже в те годы заводчики и понятия не имели, поэтому интерес иностранца удовлетворяли в полном объеме. А Чебышев чертил, измерял, выспрашивал.
Через пять лет профессор Чебышев представил в Российскую Академию наук труд «Теория механизмов, известных под именем параллелограммов». В нем устанавливались точные законы построения механизмов, преобразующих вращательное движение в прямолинейное. Вскоре появился и труд «О функциях, наименее отличающихся от нуля». В нем ученый расширил задачу: найти средства математического анализа для определения формы механизмов и размеров их звеньев для воспроизведения любых наперед заданных движений. Новая работа математика вооружила машиностроителей практическим средством для быстрого и точного проектирования механизмов разнообразных рабочих машин с самыми различными по форме движениями их исполнительных органов. Его открытие настолько поразило современников, что, ознакомившись с ним, один из крупнейших французских ученых того времени, Жозеф Бертран, назвал разработанную П. Л. Чебышевым теорию «чудом анализа». Сегодня труды Чебышева лежат в основе проектирования станков, строительных механизмов, роботов.
Второй раз Чебышев заставил ученых говорить о себе в 1878 году, во время очередной Всемирной выставки в Париже. Здесь в русском павильоне демонстрировались созданные ученым деревянные модели различных механизмов. Особенное внимание привлекли «механический гребец» и «механическая лошадь». Они удивительно точно воспроизводили движения живых прототипов.
Лошадь стояла на четырех коробчатых ногах, связанных между собою системой стержней. Параллелограмм из четырех свободно сочлененных стержней соединял всю систему в единый узел; в то же время две его стороны скреплены с двумя точками на корпусе «лошади» и могут поворачиваться вокруг них. Стоит осуществить такое вращательное движение, и все четыре ноги начинают переступать таким же образом и в такой же последовательности, как это происходит при движении лошади. У механического гребца — также система сочлененных стержней. Узел ее — стержень-кривошип; один его конец может вращаться вокруг жестко закрепленной оси, а другой, сочлененный шарниром со всей системой, описывает полную окружность. Стоит сообщить кривошипу движение, и два стержня, которые играют роль весел, начинают мерную «греблю»: их концы двигаются по таким же траекториям, которые получаются у настоящего гребца, когда он взмахивает веслами, погружает лопасти в воду и выводит их из воды.
Эти удивительные механизмы были собраны из одних лишь стержней, и весь секрет был в том, как эти стержни соединены между собой и каково соотношение размеров их отдельных частей. В сложном механизме «гребца» были стержни десяти, а в механизме «лошади» — лишь трех размеров.
Создавая свои механизмы, П. Л. Чебышев подбирал их части не на ощупь, а с помощью математического анализа. В то время трудно было представить столь прямую и верную дорогу, ведущую с вершин «царицы наук» к рабочему столу конструктора.
Казалось, что механические «лошадь» или «гребец» не имеют никакого практического значения — ведь такие механизмы никому и нигде не могли пригодиться. Но для Чебышева суть их заключалась в том, чтобы показать на примерах, доступных пониманию самого широкого круга людей, что с помощью механизмов можно воспроизвести в машинах самые сложные движения, выполняемые руками и ногами живых существ.
Вот почему механизмы Чебышева были приглашены на Всемирную выставку в качестве одного из чудес техники.
Через пятнадцать лет, в 1893 году, новые изобретения Чебышева переплыли Атлантический океан, чтобы стать одной из сенсаций на Всемирной выставке в Чикаго. Среди них было его самокатное кресло. Каждое из колес приводилось в движение седоком с помощью рычага через систему стержней.
Чебышев работал в тот период, когда в промышленности начался переход от ручной техники производства к машинной, от небольших мануфактур — к фабрикам и заводам. «Чудо анализа», осуществленное русским математиком и изобретателем, послужило фундаментом, на котором энергично строилось здание машиноведения.

ТЕО ЯНСЕН


Cовременным продолжателем дела Чебышева является голландский ученый и художник Тео Янсен, который называет себя кинематическим скульптором. Тео Янсен семь лет изучал физику и живопись в университете Дельфта, работал профессиональным художником, а сегодня он — известный изобретатель механических «живых» существ.
Тео создает удивительные движущиеся скульптуры из пластиковых трубок, полиэтилена и картона, перемещающиеся с помощью силы ветра. Они напоминают фантастических животных, а сам Тео Янсен называет их новой формой жизни.
Уже более двадцати лет он работает над чудесными механизмами, которые называет strand beest. Это ходячие аппараты, не имеющие определенного практического применения, однако бесспорно являющиеся предметом инженерного искусства.
Их среда обитания — прибрежный песок, где колесо становится бесполезным. Используя методы математического анализа, Тео сперва рассчитывает все параметры своих будущих созданий и лишь затем строит их и выпускает на пляж, где тысячи людей собираются, чтобы понаблюдать за их «жизнью» в естественной среде.
Семейство strand beest постоянно растет — эксперименты начинались с небольших механизмов, сейчас же на отмели возле дома Янсена поселилось целое семейство удивительных существ, неторопливо прогуливающихся по кромке прибоя во время бриза. Последнее изобретение Тео Янсена — Animaris Rhinoceros Transport — шестилапое существо массой в две тонны. Посмотрев на фото, трудно даже представить себе, что создания Янсена способны двигаться. Поэтому для тех, кто интересуется его творчеством, больше подходят видеоролики, которых в Сети уже достаточно много.
«Иногда они по несколько дней ждут порыва ветра, чтобы пройти всего пять минут, — говорит Янсен. — Они как змеи. Змеи тоже днями лежат на солнышке, поджидая пищу. На пляже мои животные должны ловить ветер и подолгу ждать, пока в их желудках его наберется достаточно для прогулки».
Опасность для механизмов представляют штормы, и изобретатель создает новые конструкции, устойчивые к непогоде. Некоторые его «животные» уже «научились» прижиматься к поверхности при сильном ветре. В эпоху электроники звучит как фантастика, но в существах Тео есть лишь механика и математика.

Владислав КОНОРОВ