Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг

Инстинкт выживания

На обложке январского номера «Сириуса» изображен Curiosity — американский марсоход, бороздящий в настоящее время поверхность Красной планеты и сделавший уже немало замечательных находок.
Его название переводится как «любопытство» и нет ничего более правильного. Нет ни политических, ни экономических причин, заставляющих человечество лететь в космос — только любопытство. А вернее, страх.
Страх того, что когда-нибудь на Земле закончатся ресурсы или условия нашей планеты станут непригодными для жизни. Человек ищет для себя запасной вариант.
Мы выросли в России, где пятьдесят лет назад все мечтали стать космонавтами. Газеты восхваляли подвиги наших первых космических героев, стабильно летавших по маршруту Байконур — Орбита Земли. Когда в 1969-м американцы отклонились от этого маршрута и оказались на Луне, для нас это был шок. На Луну срочно были отправлены советские луноходы.
В сторону Марса земляне алчно посматривали уже в 60-х. Но о «человеческом» полете туда даже речи не могло быть — лететь долго, а долетев, нечего и думать о возвращении. Все земные ракеты проектировались с таким расчетом, чтобы израсходовать практически все топливо на борьбу с земным притяжением. Здесь же надо было везти с собой двукратный его запас, чтобы побороться с притяжением не только земным, но и марсианским…
Но Марс положительно лучше Луны. Сутки на Марсе длятся 24 часа 37 минут, что удобно для нас, год — 23 земных месяца. Масса планеты почти в 10 раз меньше земной, но сам Марс меньше в два раза, поэтому сила тяжести на Марсе в 2,5 раза меньше, чем на Земле, но в два раза больше, чем на Луне. Значительный наклон экватора к плоскости орбиты приводит к смене сезонов. Условия на Марсе суровы: на экваторе в полдень почва нагревается до 10-20°С тепла, а по ночам температура опускается до минус 60-70°С, в полярных районах зимой — до минус 130°С. Но этот температурный диапазон по космическим меркам можно считать комфортным.
Плотность атмосферы очень мала, она состоит из углекислого газа, но это лучше, чем сернокислая атмосфера Венеры. Короче, кроме Марса человечеству и стремиться особо некуда. Мечтать о планетах системы Альфа Центавра можно, только если человек научится управлять временем.
В деле освоения Марса первым был Советский Союз. Еще до Гагарина туда рванула стайка космических аппаратов. 10 октября 1960 года был запущен зонд Марс-1960А, 14 октября — Марс-1960В. Обе миссии продлились всего несколько минут — Земля не дала покинуть космическим аппаратам своей орбиты. Спустя два года покорители Марса вновь на старте: 24 октября 1962 года «Спутник-22» гибнет на 17-й секунде полета из-за взрыва последней ступени ракеты-носителя.
И вот первый успех. Девятисоткилограммовый спутник «Марс-1», запущенный 1 ноября 1962 года, миссию выполнил: 61 сеанс радиосвязи за 9 месяцев полета.
Затем к процессу подключились американцы. Их Mariner‘ы, большая часть которых была потеряна, летали в 1964 и 1969 годах. Наиболее удачливые — с номерами 4,6,7 — облетели Красную планету на высоте 3-4 тыс. км, передав на Землю множество фотографий и результатов измерений.
В освоении Марса началась советско-американская гонка — 10 экспедиций за 5 лет. 2 декабря 1971 года советский космический модуль «Марс-3» совершил первую в истории человечества мягкую посадку на поверхность Марса. Однако передача данных продлилась лишь 20 секунд, что свело практическую ценность этой экспедиции на нет.
Американцы впервые посадили свои Viking‘и на поверхность планеты лишь в 1976 году. Ими было передано на Землю около 50 тыс. снимков.
Затем в исследованиях наступил огромный перерыв. После 1973-го года, когда Советский Союз потерял в один год сразу 4 межпланетные станции, проект заморозили до середины 80-х. Именно в это время ученые заинтересовались Фобосом — спутником Марса. Проект «Фобос-Грунт» с 1997 года пытались осуществить в течение 15 лет. Запуски откладывали несколько раз вплоть до 2011 года.
Но то, что случилось поздней осенью 2011 года, стало для российской космической отрасли настоящим кошмаром. Девятого ноября 2011 года «Фобос» не вышел на расчетную орбиту и начал вращаться вокруг Земли, постепенно снижаясь. Несколько недель Земля пыталась «поймать» аппарат, российским специалистам оживленно помогало Европейское Космическое Агентство. Спасти станцию так и не удалось. После нового года обломки сгоревшей в атмосфере станции рухнули в Тихий океан.
США возобновили свои миссии в 1992 году. Их космические аппараты отправлялись на Марс в 1996, 1998, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011 годах. Именно в 2003 году на Марс были отправлены роверы Spirit и Opportunity: их работа отличалась надежностью и большой продолжительностью — свыше 100 дней.
Curiosity приземлился на марсианскую поверхность 6 августа 2011 года, с этого момента началась его двухлетняя основная миссия, направленная на поиск признаков жизни на Красной планете. Проект обошелся в $2,5 млрд и рассчитан на работу аппарата в течение двух земных лет. Хотя изотопные электрогенераторы на основе плутония будут снабжать марсоход энергией в течение 14 лет.
Полезная нагрузка — научная аппаратура — имеет массу 75  кг, что в 10 раз превышает нагрузку более ранних марсоходов. Среди инструментов – манипулятор, снабженный набором дрелей, щеток и захватов для отбора, сортировки и даже нагрева образцов горных пород. Спектрометры и другие приборы должны анализировать собранные образцы пород на наличие в них органических веществ. Главной задачей Curiosity является исследование главной вершины кратера Гейла высотой более 5 км. По мере того как ровер будет подниматься на эту вершину, он будет собирать пробы грунта, занесенного туда водой миллиарды лет назад. Ученые надеются обнаружить свидетельства примитивной жизни, которая могла существовать тогда на Марсе.
«Нужно понимать, что нынешняя миссия будет в корне отличаться от предыдущих, — заявил специалист НАСА Стив Сквайерс, отвечавший за предыдущие проекты Opportunity и Spirit. — Когда эти роверы приземлились в 2004 году, у них в запасе было только 30 марсианских дней, так что нам пришлось спешить, — поясняет ученый. – А у Curiosity есть масса времени».
Кстати, 30 января 2013 года Curiosity обнаружил на Марсе весьма странный объект, похожий на металлическую деталь, застрявшую в камне. Снимок наделал много шума: объект сравнивают со значком на капоте автомобиля, дверной ручкой, украшением. Рядом заметен еще один кусок такого же материала, как и тот, из которого сделана «дверная ручка», причем он имеет другую форму: пластины с изломанными краями. Ученые НАСА заявили, что это кусок скалы, камень, подвергшийся эрозии. Однако эти доводы выглядят неубедительно, поскольку на Земле встречать столь причудливые детали, отполированные до блеска песком, не приходится.
Любопытство есть тяга к знаниям, а знания — главнейшее орудие человека в его противостоянии хаосу. За какие-то пару тысячелетий человечество взрывным образом разрослось и заняло практически всю территорию планеты. А что дальше? Еще пары тысяч лет у человечества просто нет. Вариантов остается не так много: либо всем надо загнуться от недостатка ресурсов, либо истощить себя во внутренних конфликтах. Спастись, избежав кровопролития и деградации, можно лишь расселившись во Вселенной.
Люди уже не надеются на свои правительства. Монополия государства в космосе если не разрушена, то по крайней мере потревожена энтузиастами-одиночками. Еще совсем недавно и США, и Россия заявляли, что программа полета человека на Марс сможет начаться не ранее 2035 года. Но уже сейчас, в 2013-м, миллиардер Деннис Тито — первый космический турист, совершивший полет на МКС в 2003 году, — стал куратором программы полета человека на Марс, намеченного на 2018 год.


Владислав КОНОРОВ