Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена

86 копеек

Хотя в отдельных случаях пословица «большому кораблю — большое плавание» и работает, к российскому авиапрому это не имеет никакого отношения.
Большой — не значит успешный. Крупные компании, как правило, не торопятся обнародовать свою бухгалтерскую отчетность. Вот недавно на глаза попался отчет Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Данные за 2011 год были опубликованы аж в декабре 2012 года. Но все равно интересный документ.
Гладко было на бумаге. Здесь и выручка в 161,7 млрд руб, и 111 построенных самолетов (в основном, военных), и… чистый убыток в 11,9 млрд руб.
В начале февраля 2013 года оценку работе ОАК дало профильное ведомство — Минпромторг. Вывод безрадостный — государство наплодило корпораций-монстров, а они повисли камнями на его шее.
При этом Минпромторг не в восторге и от отчетности: за бухгалтерскими терминами не видно реальной работы. Ведь та же выручка может образовываться не из продаж произведенной техники, а из сиюминутных финансовых операций: допэмиссий акций, продажи основных средств, арендных отношений.
«В целом анализ эффективности ряда «консолидированных» государством компаний показал, что они не в полной мере соответствуют признакам публичных компаний, поскольку в их результатах деятельности отсутствуют такие основные факторы инвестиционной привлекательности, как доходность, рентабельность, стратегия, позволяющая обеспечить устойчивое развитие и избежать колебаний портфеля заказов», — говорится в отчете Минпромторга.
Аналитики министерства прогнозируют, что к 2015 году себестоимость продукции ОАК вырастет на 43 % по сравнению с 2011 годом, что обусловлено убыточностью программ гражданской авиации и низкой рентабельностью выручки от продажи самолетов прошлых поколений и по отдельным частям оборонзаказа. «Огромные заводы производят 10‑15 самолетов в год. В итоге себестоимость равна или превышает стоимость продукта», — отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Почти одновременно с появлением «особого мнения» Минпромторга стало известно, что ОАК снижает уставный капитал почти на 30 млрд руб. — с 220 млрд руб. до 190 млрд руб.
Основной акционер корпорации — государство — владеет пакетом в 84,33 % акций. Остальные акции принадлежат нескольким дочерним предприятиям и физлицам, акции ОАК торгуются на бирже. В 2012 году ОАК планировала допэмиссию в размере 40 млрд рублей по открытой подписке, но на ее пути встала ФСФР (Федеральная служба по фондовым рынкам). Пришлось ограничиться размещением акций на 15 млрд руб. в пользу государства и частных акционеров.
Ранее подобных проблем у ОАК не было. «Стартовав» с отметки 96,72 млрд руб. (уставный капитал на момент учреждения корпорации в 2006 году), ОАК за счет нескольких допэмиссий быстренько добралась до уровня в 219,7 млрд руб. Однако учет чистых активов по состоянию на 30 сентября 2012 года показал их стоимость на уровне 190 млрд руб. По закону «Об акционерных обществах», если стоимость чистых активов на конец финансового года меньше уставного капитала два года подряд, компания должна снизить уставный капитал до величины чистых активов.
Совет директоров предлагает осуществить эту операцию, деноминировав акции компании: номинал одной рублевой акции снизится до 86 копеек. В результате величина уставного капитала составит 188,9 млрд рублей. Как поясняют в ОАК, такие шаги во многом объясняются особенностями технологического цикла отрасли — «ряд крупных перспективных программ находится на стадии разработки и запуска серийного производства». Но на рынке акции ОАК и так торгуются ниже номинала: с февраля 2011 года по февраль 2013 года их цена упала с 50 коп. до 15 коп. за штуку. Деноминирование акций может повлечь за собой дальнейшее снижение их котировок.
Для государства и общества в целом важны не сиюминутные данные с бирж, а перспективы. С этим у ОАК тоже напряженно. На протяжении долгого времени нам говорили исключительно про «Суперджет», а этот проект прорывным так и не стал. Старт затянулся, затем случилась трагедия в Индонезии, потом стартовый заказчик авиакомпания «­Армавиа» отказалась от использования этих машин в своем парке. Вдобавок ко всему еще и «­Аэрофлот», проявлявший к проекту максимум лояльности, поставил несколько машин «к забору» по причине их бесчисленных отказов. Сегодня об SSJ-100 говорят как о проблемном и морально устаревшем самолете.
Госреформа в сфере авиапрома получилась некачественной и неуклюжей. Вместо генератора новых проектов, «лебедя», рвущегося в небеса, ОАК превратилась в финансовое ярмо для государства, без помощи которого она быстро пойдет ко дну. Деноминация акций не означает, что поддержка ОАК будет обходиться государству дешевле — просто теперь этих акций будет эмитироваться больше. Надо учитывать, что предприятия, входящие в корпорацию, достаточно старые, и за прошедшие годы они в своем большинстве не обновились и не модернизировались. Следовательно, расходы на их поддержку будут только возрастать. При этом количество и качество выпускаемой продукции останется вблизи достигнутого уровня. Экономический смысл такого производства уйдет на второй план, становясь иконой социальной политики, декорацией заботы государства о сохранении рабочих мест.


Сергей РЕМИЗОВ