Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру

Не остаться на обочине

Можно сколько угодно говорить о межвидовой конкуренции на транспорте, но одно несомненно — ни один вид транспорта не способен сам по себе удовлетворить все заявки на перевозки грузов и пассажиров. Пусть у кого‑то больше, у кого‑то меньше, но все виды транспорта дополняют друг друга. И если автомобилисты (авиаторы, железнодорожники) вдруг перестанут работать, то случится просто транспортный коллапс.
огда остановилось движение на трассе М10 Москва — Санкт-Петербург, премьер-министр Медведев увидел в этом лишь неготовность водителей, техники и эксплуатирующих организаций к наступлению зимнего периода. Но проблема гораздо серьезнее — автотранспорт взял на себя те грузы, которые раньше шли по железной дороге. И если «железнодорожные» грузы будут по‑прежнему двигаться по шоссе, то такие «тромбы» на дорогах будут возникать постоянно независимо от времени года.

Способам преодоления этой и подобных ситуаций была посвящена пресс-конференция, проведенная Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ). В пресс-конференции приняли участие руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук и председатель НП Операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова. Ранее были опубликованы результаты исследовательской работы «Определение роли и места малых операторских компаний в современном процессе перевозки груза железнодорожным транспортом». Один из основных выводов исследования — наличие малых операторов оказывает стабилизирующее воздействие на ценообразование на рынке грузовых железнодорожных перевозок и распределение грузов по видам транспорта.
Владимир Савчук в начале своего выступления отметил, что в настоящее время в нормативно-правовой базе отсутствуют какие‑либо критерии, позволяющие отделить владельца вагона от оператора и разделить операторов на группы. Провести такую классификацию возможно только экспертным путем, рассмотрев каждую компанию по отдельности, что и было выполнено специалистами ИПЕМ.
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук

В настоящее время на рынке работает 695 операторских компаний, владеющих универсальным парком из 523 878 вагонов и специализированным из 314 795 вагонов. Их общая доля на рынке — 77,7 %. Также на рынке собственным парком обладает 913 компаний-грузовладельцев, у которых имеется 47982 универсальных и 78 684 специализированных вагонов. Общая доля на рынке — 11,7 %.
9,1 % рынка (98,4 тыс. вагонов) приходится на долю ОАО «РЖД», ОАО «Ямальская железнодорожная компания» и АО «Улан-Баторская железная дорога». Еще около 1,5 % рынка (16,3 тыс. вагонов) занимают инвестиционные и лизинговые компании.
Анализ вагонного парка малых операторов показал, что из 641 компаний 247 имеют парк вагонов в количестве 20 шт. и меньше (суммарный парк — 1 888 вагонов), а остальные 394 компании — от 21 до 2 000 вагонов (суммарный парк — 104 605 вагонов). В большинстве случаев малые операторы ориентированы на обслуживание одного клиента.
Эксперты ИПЕМ отметили в исследовании, что вагонный парк малых операторов является привлекательным для грузовладельцев по следующим причинам: готовность работать без предварительной оплаты услуг по предоставлению вагона; возможность проведения гибкой тарифной политики; готовность к нерегулярным перевозкам; возможность оперативного рассмотрения запроса и оперативного предоставления вагонов.
Владимир Савчук указал, что малые операторы по сравнению с крупными ориентированы на предоставление вагонов для перевозки на меньшее расстояние: 87 % грузов в вагонах малых операторов перевозится на расстояние до 3 000 км (56 % — на расстояние до 1 000 км). Также малые операторы более ориентированы на работу со специализированным вагонным парком. По данным исследования ИПЕМ, доля специализированных вагонов в структуре парка малых операторов выше в 1,6 раза по сравнению с крупными операторами. (50 % и 32 % соответственно). При этом доля узкоспециализированных вагонов (хопперы, думпкары, автомобилевозы, минераловозы) у малых операторов выше, чем у крупных операторов в 3,8 раза (19 % и 5 % соответственно).
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: малые операторы работают в сегменте перевозок, в котором высока конкуренция между железнодорожным и автомобильным транспортом (небольшие расстояния, немаршрутные отправки, значительное использование специализированных вагонов, высокая доля высокодоходных грузов, обслуживание небольших грузоотправителей) и обладают качествами, наличие которых необходимо для успеха в конкурентной борьбе. Отсутствие на рынке предоставления вагонов для перевозки груза малых операторов может привести к переходу грузовладельцев на использование альтернативных видов транспорта (преимущественно автомобильного). Суммарный объем рассматриваемого грузооборота малых операторов составляет 165 млрд т-км в год, погрузка — 127 млн т в год (8 % от грузооборота и 9% от погрузки на сети железных дорог общего пользования в 2011 году).
В случае принятия решения о необходимости консолидации парка грузовых вагонов наибольший эффект может быть получен при объединении парка двух или более крупнейших операторских компаний, общий парк которых в настоящее время превышает 600 тыс. вагонов. Реализация именно такого варианта обеспечит наиболее полное достижение цели консолидации, а именно — рационализацию использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и улучшение показателей использования подвижного состава.
Объединение парка малых операторов с парком около 100 тыс. вагонов обладает меньшими технологическими эффектами.
Так что грузовладельцам при рассмотрении вариантов транспортировки грузов обязательно стоит рассмотреть вариант железнодорожной отправки. И, возможно, небольшие компании смогут предложить вариант более интересный, чем крупные фирмы.
Конечно, проще всего отправить груз автотранспортом. Но не надо удивляться, если он задержится в пути сверх срока из‑за очередного транспортного коллапса.

Игорь АЛЕКСЕЕВ