Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру

Новая реальность при отсутствии возможности

Отечественная промышленность справилась с основными потрясениями кризиса, экономика вернулась к докризисным показателям, но пропускная способность дорог оказалась главным сдерживающим фактором дальнейшего развития: товар произведен, а доставить его невозможно.
По данным статистики, процент выполнения заявок от крупных грузовладельцев на перевозки по железной дороге снизился с 85-90% до 60%. Причин много: экономика растет, а протяженность дорог застопорилась на уровне 20-летней давности, до 7% от всей длины железнодорожных путей составляют так называемые «узкие места»; к 2015 году прогнозируется их увеличение до 15%.
Большая часть заторов происходит в местах начально-конечных операций, т.е. в районах грузовых станций, портов, где пропускная способность ограничена загруженностью подъездных путей. Строить новые подъездные пути — дорого.
Поэтому сегодня многие грузоотправители не заморачиваются с железной дорогой — отправляют грузы автотранспортом. В России эффективное расстояние перевозок автотранспортом выросло до 2000 км, хотя в Европе оно не превышает 800 км.
Одна из причин низкого развития железнодорожных перевозок, говорят в РЖД, — недостаток инвестиций в транспортную отрасль. Россия ежегодно инвестирует в транспортную инфраструктуру примерно 2,2% ВВП — меньше, чем тратят страны с развитой транспортной системой: США (3%), Китай (6%). В абсолютных цифрах это выглядит очень впечатляюще. Если стремиться к уровню этих стран, то надо доводить затраты до 2,5 трлн руб. в год. Что, естественно, невозможно — не останется денег на другие бюджетные статьи. Поэтому уже на нынешнем этапе на 1 рубль бюджетных средств необходимо привлекать 3 рублей внебюджетных. Кстати, именно так и происходит в США. Там соотношение «личного» к «общественному» составляет 3 к 1, то есть на каждый доллар федеральных средств частный сектор вкладывает в транспорт еще три «бакса». В России вкладываться в транспортную инфраструктур могут себе позволить лишь те, кто с государством «на короткой ноге», короче, у кого есть гарантии. Таких немного, и строят они только те объекты, которые находятся «под боком».
Другая проблема — дефицит универсального подвижного состава. Как это вообще возможно при постоянно растущем парке? Ответ прост — эффективность использования этого парка снижается быстрее, чем растет парк. Наибольшие проблемы возникли тогда, когда ОАО «РЖД» перестало быть собственником вагонов, когда исчез обезличенный инвентарный парк, а все вагоны стали приватными. Сегодня идет обсуждение путей решения этой проблемы, и наиболее очевидный выход — возвращение РЖД части вагонов инвентарного парка, что фактически означает отход от основной идеи железнодорожной реформы. «Сейчас постоянно звучит мнение, что главной проблемой на сети РЖД является большое количество собственников. Существует устоявшийся термин «хаотичное движение порожних вагонов». И весь этот броуновский беспорядок только из-за того, что на сети 1800 собственников. Вот сократим количество операторов, и сеть заработает эффективно. Давайте разберемся: 1800 собственников появились на рынке внезапно? Уверен, что нет, приблизительно такая же цифра была и три, и пять лет назад. А кардинальное отличие текущей эксплуатационной ситуации на сети от картины нескольких предыдущих лет — это отсутствие инвентарного обезличенного парка. Убрали общий парк — и тут же появилась огромная дополнительная нагрузка на станции РЖД по сортировке порожних вагонов. При этом про возникновение этой проблемы, равно как и про рост порожних пробегов на РЖД, изначально многим было понятно. Единственный вариант — это возврат к аналогу инвентарного парка полувагонов», — говорит директор операторской компании «Уралхимтранс» Всеволод Ковшов.
Сегодня операторы явно «переразмериваются» — закупают вагоны в избытке, не надеясь на пропускную способность сети. Стремятся всегда иметь подвижной состав под рукой, дабы не дожидаться возврата порожних вагонов. Но такой путь тоже можно назвать тупиковым. На избыток вагонного парка перевозчик — ОАО «РЖД» — отвечает дефицитом локомотивной тяги.
Есть и другие проблемы. Важнейшая из них — тарифная. «У многих грузоотправителей нет вагона по тарифу, указанному в Прейскуранте 10-01. Когда приезжает, например, премьер и спрашивает, какие есть проблемы, они говорят: «У нас нет вагонов». Но это не означает, что физически нет тары, чтобы перевезти груз. Имеется в виду, что нет вагона по тарифу 10‑01. Ведь нет ни одного оператора, который бы завтра не привез вагон за три тарифа. Просто грузоотправители хотят, чтобы их везли по старому тарифу. Разумеется, для этого есть определенные основания. Но дело в том, что сегодня ушло перекрестное субсидирование грузовых перевозок и обратная стопроцентная загрузка. Тогда это была одна экономика. А сейчас, когда обратный пробег стопроцентно порожний, а многие грузоотправители расположены в стороне от главных путей — для них тариф, соответственно, должен быть как минимум на 30% выше. И это уже другая экономика, с которой не все согласны», — отмечает заместитель генерального директора компании Brunswick Rail Владимир Хорошилов.
В этих условиях реальный практический выход — возврат к парку обезличенных инвентарных вагонов, к мере, полностью противоречащей самой сути проводимой на протяжении десятилетия реформы РЖД. Да, реформа зашла в тупик. Разговоры идут, вагоны стоят, инфраструктура не получает качественного и количественного развития. В этих условиях железные дороги начинают превращаться в тормоз для всей экономики страны. Чтобы не допустить остановки всей рельсовой транспортной системы, участники рынка предлагают вернуться на несколько шагов назад. Страшного в этом ничего нет. Просто надо признать, что современный динамичный мир не приемлет догм и догматиков.


Елена ЛАПИНА