Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена
11.04.1857 − Император Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла
13.04.1902 − В Санкт-Петербурге прошли испытания первого российского троллейбуса
18.04.1924 − В Москве пущен первый автобус
15.05.1721 − Основан завод "Штурманские приборы"
15.05.1888 − От Каспии до Самарканда
15.05.1930 − Первая стюардесса в мире
15.05.1935 − Открытие первой линии Московского метрополитена
15.05.1942 − Первый полет "Боинга"
16.05.1963 − Начало строительства Одесской железной дороги.
17.05.1951 − Первая продукция Львовского автозавода
20.05.1892 − В Киеве пущен первый в России электрический трамвай.
20.05.1965 − Открыт крупнейший в СССР аэропорт «Домодедово».
22.05.1908 − Братья РАЙТ получили патент на свой летательный аппарат.
01.07.1935 − Петр Кривонос опроверг теорию предела
03.07.2006 − На самую высокогорную в мире станцию Тангла прибыл первый поезд, следующий из Пекина в Тибет. Высота - 5072 метра над уровнем моря
03.07.2007 − Семь европейских железнодорожных компаний создали альянс Railteam
04.07.2002 − На Забайкальской железной дороге начал курсировать специальный поезд «Забота»
04.07.2007 − В первый самостоятельный рейс выпущен опытный образец грузового электровоза постоянного тока с коллекторным двигателем 2ЭС6
05.07.1841 − Организована первая туристическая поездка
05.07.1922 − Родился Иван Павловский, министр путей сообщения СССР в 1977-1982 гг.
07.07.2013 − День работников морского и речного флота
09.07.1902 − Утвержден план постройки Кругобайкальской железной дороги
10.07.2007 − Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении медали «За развитие железных дорог»
10.07.2011 − Катастрофа «Булгарии»
12.07.2013 − Всемирный день бортпроводника гражданской авиации
13.07.1903 − Сдана в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД)
14.07.1903 − Ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути
16.07.1903 − Родился Борис Бещев (1903-1981), министр путей сообщения СССР с 1948 по 1977 год
19.07.1958 − На Брянском машиностроительном заводе выпущен первый маневровый тепловоз ТЭМ1 мощностью 1000 л.с.
28.07.1914 − Началась Первая мировая война
30.07.1913 − Состоялась закладка железнодорожного моста через Амур у Хабаровска
31.07.2008 − Северная железная дорога отметила свое 140-летие
01.08.1908 − Открытие Малого кольца Московской железной дороги
01.08.2006 − Отправился в первый рейс фирменный ускоренный поезд «Славянский экспресс»
01.08.2008 − На Комсомольской площади столицы открылся памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову
02.08.1862 − Вступила в строй железная дорога Москва – Коломна, протяженностью 118 километров
03.08.2002 − Впервые в России заработала скоростная интермодальная транспортная система, соединившая Павелецкий вокзал столицы с аэропортом Домодедово
03.08.2006 − Первый российский магистральный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронными тяговыми двигателями был представлен заказчику – ОАО «РЖД»
13.08.2007 − Крушение скорого пассажирского поезда № 166 "Невский экспресс"
15.08.1914 − Через Панамский канал прошло первое судно
23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска

Игра в «бочки»

Причина у большинства крушений нынешнего года называлась одна — излом боковой рамы тележки. Украинские производители вяло намекали на то, что цистерны на российских дорогах банально перегружали: во-первых их наливали доверху, чего делать нельзя, а во-вторых, цистерны для светлых нефтепродуктов заполняли сырой нефтью, что из-за разницы в плотности загружаемых жидкостей приводило к перегрузке подвижного состава.
Недавно в рамках Международной конференции «Железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов РФ» выступил руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко. Он подробно рассказал о ситуации с производством цистерн и их эксплуатацией. В результате внедрения Прейскуранта 10-01 и создания тарифных условий, при которых окупаемость цистерн стала составлять 5-6 лет, операторы обратили свое внимание на этот сегмент рынка. Начались массовые закупки цистерн, в результате чего данный вид подвижного состава значительно обновился: средний возраст «бочек» снизился за последнее десятилетие с 22,7 до 16,5 лет. К 2011 году стал наблюдаться устойчивый профицит этого вида подвижного состава.
До последнего времени на рынке нефтепродуктов до 75% грузов перевозилось железнодорожным транспортом. Но сырая нефть стремительно уходит со стальных магистралей. В январе 2011 года 9 млн т сырья, ежегодно направлявшегося в Китай через пограничные переходы, было переведено на трубопровод Сковородино — Дацин. Ожидается, что к 2013-му году будет запущена в эксплуатацию вторая очередь нефтепровода ВСТО. Она заберет у железнодорожников еще 15 млн т, которые сегодня перевозятся в цистернах со станции Сковородино в порт Козьмино. Кроме того, расширяются мощности второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума, куда в перспективе уйдет та часть «черного золота», которая в данный момент доставляется по железной дороге.
Следствием развития трубопроводной системы станет профицит цистерн и, соответственно, повышение конкуренции на рынке, уверены эксперты. Уже сегодня в сегменте нефтеперевозок недостатка подвижного состава нет, предполагается, что «бочки» уже прошли ценовой пик, и в дальнейшем будут только дешеветь.
Как считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко, вскоре мы станем свидетелями резкого роста предложения подвижного состава на рынке и снижения ставок операторов. Парка более чем достаточно, потенциала его списания нет. Цистерны значительно «помолодели», срок их службы достаточно высок.
Использованию цистерн угрожают и другие проекты. Куротченко рассказал о последствиях запуска Яйского нефтеперерабатывающего завода в Кемеровской области, мощность которого составит 6 млн тонн нефти в год. С его запуском снизится зависимость области от поставок моторного топлива из других регионов и соответственно высвободятся тысячи цистерн. Также этот НПЗ будет подключен к магистральному нефтепроводу Александровское (Томская область) — Анжеро-Судженск — Иркутск, то есть и для своего снабжения не будет нуждаться в поставках нефти по железной дороге. К снижению потенциальной грузовой базы в отдельных регионах страны и высвобождению парка цистерн приведут и некоторые другие проекты: строительство нефтепровода Тихорецкая — Туапсе-2; строительство нефтепродуктопровода (НПП) Ачинск — Кемерово — Сокур, расширение нефтепровода Сокур — Прибой; строительство НПП Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск, Кстово — Нагорная (Москва); расширение пропускной способности НПП Кириши — Приморск.
Но это все перспективы. А пока что «бочки» очень даже востребованы. Когда ОАО «РЖД» объявило о запрете эксплуатации с 1 апреля 2012 года около 40 тыс. цистерн производства украинского «Азовмаша», предназначенных для перевозки темных нефтепродуктов — порядка 20% всего подвижного состава, использующегося сегодня в России для перевозки нефти и нефтепродуктов, — началась паника. Из этих сорока тысяч около 2500 цистерн обеспечивают транспортировку нефти со станции Уяр на Комсомольский НПЗ, около 5 тыс. задействованы «Транснефтью» для поставок нефти в порт Находка. Президент «Транснефти» Николай Токарев даже написал письмо куратору — вице-президенту Сечину: «Это (запрет на эксплуатацию) приведет к срыву экспортной программы и нанесет ущерб имиджу России как надежного партнера в поставке энергоресурсов».
Причиной запрета стал ряд крупных аварий на железной дороге. Излом боковой рамы грузовой тележки производства «Азовэлектростали» (входит в «Азовмаш) вызвал несколько аварий в прошлом году и в начале 2012 года. Но на «Азовмаше» уверены, что причина крушений не брак, а непрофильное использование цистерн. В соответствии с правилами эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20% и не более чем на 80%. У производителя есть предположение, что цистерны заливают «по горлышко», а это дополнительно 8-10 тонн. Возрастает нагрузка на ось, а значит возможно разрушение несущих деталей.
В России вопрос решился — после ряда совещаний под запретом осталось всего несколько сотен цистерн. Паника переместилась в Украину. Для украинских вагоностроителей санкции со стороны России приведут к падению производства цистерн на «Азовмаше» до 600-800 вагонов в месяц или на 50%-60% ниже ожидаемого уровня. Действия российской стороны выглядели логичными лишь до тех пор, пока отзыв сертификата касался и цистерн, и литья — тех самых злополучных боковин тележек. Но когда с боковин — виновниц аварий — запрет сняли, а цистерны остались под запретом, украинские вагоностроители заволновались.
В Украине считают, что российские чиновники решили заработать на украинских сталелитейщиках. По мнению тамошних экономистов, дефицит литья на российском рынке сулит высокую прибыль на его перепродаже. Украинцы обвиняют российскую сторону в отзывах сертификатов у своих производителей и задержках с их возвращением. «Неоправданная задержка российской стороной выдачи сертификата ОАО «Азовэлектросталь» привела к аварии: завод произвести запланированную замену бракованных вагонов своевременно не смог. Возобновление сертификата должно было предотвратить аварию на станции Ружино близ города Лесозаводска в Приморье и исключить как таковую возможность схода. Такого рода манипуляции на выдачах отозванных сертификатов украинским производителям литья в грузоперевозках — дело не новое. С проблемой сертификации ранее уже столкнулся Кременчугский сталелитейный завод, который отгружает 50% своей продукции «Уралвагонзаводу» по цене менее $10 тыс. за комплект литья. Это же литье глава вагоноремонтной компании РЖД Николай Бочкарев продает уже дороже $24 тыс. за комплект. … Как утверждают эксперты, исходя даже из самых минимальных объемов производства в Кременчуге, организованный трафик приносит ежемесячно более $21 млн прибыли», сообщает портал www.news4k.com.
Таким образом, на рынке «бочек» РЖД разыграло красивую партию: с одной стороны, «потренировало» «Транснефть», которая пока не может обходиться без железнодорожных перевозок, с другой стороны, ограничило приток новых цистерн из СНГ на становящийся профицитным рынок, и, в-третьих, как утверждают украинцы, сыграло на повышение цен на дефицитном рынке железнодорожного литья.


Владислав БЕЗВЕРХОВ