Искать:
ГлавнаяНовостиПресс-релизыИнтервьюАвторские статьиПредприятияWWWРекламодателямКонтакты
« Железная дорога
« Авиация
« Автотранспорт
« Инфраструктура
« Безопасность
« Пассажироперевозки
« Грузоперевозки
« Городской транспорт
« За рубежом
« Транспортная политика
« Экономика
« Колесо истории

Крюк длиною в век

Потенциал северных территорий огромен — именно это обстоятельство делает нашу страну сильной и влиятельной в глазах всего мира.

Крым и рым

В какое динамичное время мы живем! Еще первый квартал наступившего 2014 года не успел миновать, а сколько событий: тут и великолепно удавшаяся нам Олимпиада, и присоединенный Крым.




Вечеринка на колесах

Помните призыв «не изобретайте велосипед»? Это просто некоторые люди не хотели, чтобы у них появились конкуренты. Изобретать велосипед — занятие модное и прибыльное.

Луна — 45: ягодка опять?

21 июля 2014 года исполнилось 45 лет с момента первой высадки человека на Луне. В этот день в 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин побывали на поверхности единственного спутника нашей планеты.

Солнечный самолет

Говорят, природа на детях отдыхает… Семья Пикаров из Швейцарии уже полтора века составляет исключение из этого правила.

23.08.1867 − Родился Александр Ливеровский (1867-1951), строитель наиболее сложных участков Транссиба
25.08.1898 − Официальное открытие Тверского вагоностроительного завода
01.09.2009 − Открыт учебный центр НЭВЗ
02.09.2006 − Рекорд скорости для электровозов
03.09.1897 − Открыто железнодорожное сообщение от Владивостока до Хабаровска
04.09.1918 − Совнарком принял постановление «О ликвидации частных железных дорог»
04.09.1918 − Ликвидация частных железных дорог
06.09.2007 − Правительством России одобрило стратегию развития железнодорожного транспорта в стране до 2030 года
06.09.2007 − Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года
07.09.1826 − Основан Александровский завод
08.09.1941 − Начало блокады Ленинграда
09.09.1828 − День рождения Льва Толстого
09.09.2009 − Открытие II Международного железнодорожного салона «Экспо 1520»
12.09.2007 − Новый российский пассажирский электровоз постоянного тока ЭП2К-002 успешно завершил последний этап заводских испытаний
15.09.1908 − Родился Иван Соснов (1908-1993), министр транспортного строительства СССР с 1975 по 1985 гг
15.09.1927 − Начало строительства Турксиба
15.09.2003 − Открыто пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево
16.09.1977 − На БАМе сдан 500-метровый мост
18.09.2003 − Утвержден устав ОАО «РЖД»
19.09.1961 − Начало дизелестроения на БМЗ
20.09.1874 − Первая продукция Брянского машиностроительного завода
23.09.2009 − Сотый тепловоз ТЭП70БС
24.09.1990 − Учреждение ВОЛЖД
26.09.1863 − Основан Коломенский тепловозостроительный завод
27.09.1923 − Родился Виталий Соснин, один из первых машинистов-тяжеловесников, прошедший путь от слесаря паровозного депо до заместителя министра
27.09.1953 − Модернизация НЭВЗ
28.09.1848 − Родился Александр Бородин (1848-1898), выдающийся инженер путей сообщения и ученый
29.09.1984 − «Золотое звено» БАМа.
30.09.1933 − Основана газета «Октябрьская магистраль».
01.10.2003 − В порту Оля открыт контейнерный терминал и пункт пропуска грузов
01.10.2003 − День рождения ОАО «РЖД»
03.10.1841 − Родился Савва Мамонтов
04.10.1883 − Из Парижа впервые отправился в путь «Восточный экспресс»
04.10.1893 − Первый поезд из Челябинска прибыл в город Курган
04.10.1932 − Построен первый пассажирский паровоз серии ИС
04.10.2003 − В Иркутске воссоздан памятник основателю Транссиба императору Александру III
04.10.2003 − Открылась железнодорожная станция Скуратово
05.10.1993 − Магистральный тепловоз ТЭП80 установил рекорд скорости - 271 км/ч
08.10.1976 − Учреждена медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
09.10.2007 − Начало испытаний первый российского грузового электровоза постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
12.10.2007 − Открыта Детская железная дорога в Кемерово
15.10.2008 − Пущен «Аэроэкспресс» в Екатеринбурге
17.10.1888 − На перегоне Тарановка – Борки произошло крушение царского поезда
17.10.2007 − Пущен первый в Китае поезд, способный развивать скорость 300 км в час.
21.10.1898 − Первый поезд на берегу Байкала.
22.10.1934 − Первый советский пассажирский электровоз
23.10.2007 − Отправился в рейс 200-вагонный поезд
24.10.2007 − Открытие железнодорожного съезда «Развитие 2030»
27.10.1984 − Открытие сквозного движения поездов по БАМу
29.10.1888 − Исполнилось 125 лет со дня рождения авиаконструктора Андрея Туполева
30.10.1837 − Открытие Царскосельской железной дороги
30.10.2007 − Открытие памятника австрийскому инженеру Францу Антону фон Герстнеру
01.11.1924 − В СССР собран первый грузовой автомобиль.
01.11.1977 − Первый рейс сверхзвукового самолета.
06.11.1967 − Открытие Бакинского метрополитена
07.02.1906 − Родился советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов
13.02.1903 − Родился советский авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев
15.02.1956 − ХХ съезд КПСС принимает решение о «реконструкции тяги» на железных дорога
18.02.1919 − Организована межведомственной комиссия по охране железных дорог
20.02.1804 − Ричард Тревитик провел первое испытание своего паровоза
05.03.1953 − Умер Сталин Иосиф Виссарионович
08.03.1910 − Права пилота впервые вручены женщине
12.03.1940 − Завершилась 105-дневная советско-финская война
13.03.1913 − Родился Сергей Михалков — поэт, баснописец
14.03.2004 − В день выборов Президента Российской Федерации огонь уничтожил здание Манежа в Москве
16.03.1870 − В России пущена первая мартеновская печь
19.03.1474 − В Венеции принимается закон об охране авторских прав на изобретения
21.03.1697 − Первое путешествие Петра Великого
21.03.1889 − Железные дороги в Персии
21.03.1910 − В воздух поднялся первый русский авиатор Михаил Ефимов
21.03.1999 − После 478-часового путешествия Бертран Пикар и Брайан Джонс первыми в истории облетели Землю на воздушном шаре
26.03.2000 − президентом России избран Владимир Путин
27.03.1878 − «Вагон с нескончаемыми рельсами»
27.03.1968 − В этот день, совершая тренировочный полет совместно с летчиком-инструктором Серегиным, погиб Юрий Гагарин.
27.03.1994 − «Еврофайтер-2000»
29.03.1873 − Лев Николаевич Толстой начал работу над романом «Анна Каренина»
01.04.1890 − Патент на троллейбус
03.04.1836 − Императором Николаем I подписан Указ о сооружении Царкосельской железной дороги
08.04.1974 − Затопление Ленинградского метрополитена

Игра в «бочки»

Причина у большинства крушений нынешнего года называлась одна — излом боковой рамы тележки. Украинские производители вяло намекали на то, что цистерны на российских дорогах банально перегружали: во-первых их наливали доверху, чего делать нельзя, а во-вторых, цистерны для светлых нефтепродуктов заполняли сырой нефтью, что из-за разницы в плотности загружаемых жидкостей приводило к перегрузке подвижного состава.
Недавно в рамках Международной конференции «Железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов РФ» выступил руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Куротченко. Он подробно рассказал о ситуации с производством цистерн и их эксплуатацией. В результате внедрения Прейскуранта 10-01 и создания тарифных условий, при которых окупаемость цистерн стала составлять 5-6 лет, операторы обратили свое внимание на этот сегмент рынка. Начались массовые закупки цистерн, в результате чего данный вид подвижного состава значительно обновился: средний возраст «бочек» снизился за последнее десятилетие с 22,7 до 16,5 лет. К 2011 году стал наблюдаться устойчивый профицит этого вида подвижного состава.
До последнего времени на рынке нефтепродуктов до 75% грузов перевозилось железнодорожным транспортом. Но сырая нефть стремительно уходит со стальных магистралей. В январе 2011 года 9 млн т сырья, ежегодно направлявшегося в Китай через пограничные переходы, было переведено на трубопровод Сковородино — Дацин. Ожидается, что к 2013-му году будет запущена в эксплуатацию вторая очередь нефтепровода ВСТО. Она заберет у железнодорожников еще 15 млн т, которые сегодня перевозятся в цистернах со станции Сковородино в порт Козьмино. Кроме того, расширяются мощности второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума, куда в перспективе уйдет та часть «черного золота», которая в данный момент доставляется по железной дороге.
Следствием развития трубопроводной системы станет профицит цистерн и, соответственно, повышение конкуренции на рынке, уверены эксперты. Уже сегодня в сегменте нефтеперевозок недостатка подвижного состава нет, предполагается, что «бочки» уже прошли ценовой пик, и в дальнейшем будут только дешеветь.
Как считает руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Игорь Куротченко, вскоре мы станем свидетелями резкого роста предложения подвижного состава на рынке и снижения ставок операторов. Парка более чем достаточно, потенциала его списания нет. Цистерны значительно «помолодели», срок их службы достаточно высок.
Использованию цистерн угрожают и другие проекты. Куротченко рассказал о последствиях запуска Яйского нефтеперерабатывающего завода в Кемеровской области, мощность которого составит 6 млн тонн нефти в год. С его запуском снизится зависимость области от поставок моторного топлива из других регионов и соответственно высвободятся тысячи цистерн. Также этот НПЗ будет подключен к магистральному нефтепроводу Александровское (Томская область) — Анжеро-Судженск — Иркутск, то есть и для своего снабжения не будет нуждаться в поставках нефти по железной дороге. К снижению потенциальной грузовой базы в отдельных регионах страны и высвобождению парка цистерн приведут и некоторые другие проекты: строительство нефтепровода Тихорецкая — Туапсе-2; строительство нефтепродуктопровода (НПП) Ачинск — Кемерово — Сокур, расширение нефтепровода Сокур — Прибой; строительство НПП Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск, Кстово — Нагорная (Москва); расширение пропускной способности НПП Кириши — Приморск.
Но это все перспективы. А пока что «бочки» очень даже востребованы. Когда ОАО «РЖД» объявило о запрете эксплуатации с 1 апреля 2012 года около 40 тыс. цистерн производства украинского «Азовмаша», предназначенных для перевозки темных нефтепродуктов — порядка 20% всего подвижного состава, использующегося сегодня в России для перевозки нефти и нефтепродуктов, — началась паника. Из этих сорока тысяч около 2500 цистерн обеспечивают транспортировку нефти со станции Уяр на Комсомольский НПЗ, около 5 тыс. задействованы «Транснефтью» для поставок нефти в порт Находка. Президент «Транснефти» Николай Токарев даже написал письмо куратору — вице-президенту Сечину: «Это (запрет на эксплуатацию) приведет к срыву экспортной программы и нанесет ущерб имиджу России как надежного партнера в поставке энергоресурсов».
Причиной запрета стал ряд крупных аварий на железной дороге. Излом боковой рамы грузовой тележки производства «Азовэлектростали» (входит в «Азовмаш) вызвал несколько аварий в прошлом году и в начале 2012 года. Но на «Азовмаше» уверены, что причина крушений не брак, а непрофильное использование цистерн. В соответствии с правилами эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20% и не более чем на 80%. У производителя есть предположение, что цистерны заливают «по горлышко», а это дополнительно 8-10 тонн. Возрастает нагрузка на ось, а значит возможно разрушение несущих деталей.
В России вопрос решился — после ряда совещаний под запретом осталось всего несколько сотен цистерн. Паника переместилась в Украину. Для украинских вагоностроителей санкции со стороны России приведут к падению производства цистерн на «Азовмаше» до 600-800 вагонов в месяц или на 50%-60% ниже ожидаемого уровня. Действия российской стороны выглядели логичными лишь до тех пор, пока отзыв сертификата касался и цистерн, и литья — тех самых злополучных боковин тележек. Но когда с боковин — виновниц аварий — запрет сняли, а цистерны остались под запретом, украинские вагоностроители заволновались.
В Украине считают, что российские чиновники решили заработать на украинских сталелитейщиках. По мнению тамошних экономистов, дефицит литья на российском рынке сулит высокую прибыль на его перепродаже. Украинцы обвиняют российскую сторону в отзывах сертификатов у своих производителей и задержках с их возвращением. «Неоправданная задержка российской стороной выдачи сертификата ОАО «Азовэлектросталь» привела к аварии: завод произвести запланированную замену бракованных вагонов своевременно не смог. Возобновление сертификата должно было предотвратить аварию на станции Ружино близ города Лесозаводска в Приморье и исключить как таковую возможность схода. Такого рода манипуляции на выдачах отозванных сертификатов украинским производителям литья в грузоперевозках — дело не новое. С проблемой сертификации ранее уже столкнулся Кременчугский сталелитейный завод, который отгружает 50% своей продукции «Уралвагонзаводу» по цене менее $10 тыс. за комплект литья. Это же литье глава вагоноремонтной компании РЖД Николай Бочкарев продает уже дороже $24 тыс. за комплект. … Как утверждают эксперты, исходя даже из самых минимальных объемов производства в Кременчуге, организованный трафик приносит ежемесячно более $21 млн прибыли», сообщает портал www.news4k.com.
Таким образом, на рынке «бочек» РЖД разыграло красивую партию: с одной стороны, «потренировало» «Транснефть», которая пока не может обходиться без железнодорожных перевозок, с другой стороны, ограничило приток новых цистерн из СНГ на становящийся профицитным рынок, и, в-третьих, как утверждают украинцы, сыграло на повышение цен на дефицитном рынке железнодорожного литья.


Владислав БЕЗВЕРХОВ